Перемирие заключили, недовольные остались: почему Смольный уступил ресторанам и ТЦ

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Властям Петербурга не понадобилось ездить в Москву, чтобы договориться с Роспотребнадзором об открытии торговых центров и ресторанов. Однако компромисс, достигнутый правительством и бизнесменами, удовлетворил не все стороны конфликта. Подробности переговоров, причины уступок Смольного и подводные камни перемирия — в материале "ДП".

По словам участников судьбоносной встречи, состоявшейся между главным санитарным врачом Петербурга Наталией Башкетовой, вице-губернатором Евгением Елиным и бизнес-сообществом, переговорам предшествовал целый ряд консультаций. Обсуждались вопросы, связанные с готовностью общепита и ТЦ выполнять строгие требования безопасной работы в условиях пандемии, немедленно реагировать на претензии и мгновенно устранять малейшие нарушения.
Собеседники "ДП" из внутриполитического блока администрации Петербурга рассказали, что терпеть дальше высокую медийную активность остающегося под запретом бизнеса Смольный больше не мог. Многочисленные петиции, ультиматумы, открытые письма, публичные акции, флешмобы с надписью "#Я/Мы хотим работать", обращения к антимонопольщикам и президенту России Владимиру Путину набрали критическую массу, подтолкнув подчиненных Александра Беглова к действиям.
"Самого губернатора прямые просьбы и заявления об отставке начали нервировать. Главных возмутителей спокойствия "потроллили" через Telegram-каналы и пул лояльных СМИ (особенно досталось Максиму Левченко, которому припомнили прошлое и намекнули на возможные проблемы с бизнесом. — Ред.), но в итоге поступила просьба не нагнетать и урегулировать ситуацию. Но осадок, как говорится, остался. Неизвестно, чем эта заочная перепалка аукнется в будущем", — поделился источник, знакомый с обстановкой в аппарате градоначальника.
Непосредственно к диалогу смогли подключиться далеко не все предприниматели, которые последние дни атаковали чиновников просьбами о возобновлении работы. В основном за стол переговоров были приглашены крупные ресторанные группы и холдинговые компании.
Остальные узнали об условиях "мирного договора" из релиза, опубликованного пресс-службой Евгения Елина. Главное в этом тексте — так называемая саморегуляция рынка и взаимодействие с органами власти через бизнес-сообщества. Иными словами, предпринимателей попросили заняться самоконтролем, а также предостерегли от частных инициатив и резких выступлений наподобие знаменитого демарша ресторатора Александра Затуливетрова.
"Работа внутри сообществ будет направлена не только на мониторинг ситуации по внедрению мер безопасности, но и на совершенствование их стандартов. Бизнес взял на себя публичные обязательства об исполнении выработанных мер, применении чек-листов и регулярном представлении населению информации о принятых мерах по обеспечению безопасности населения", — назвали в Смольном главные принципы возобновления работы заведений общепита и торговых центров.
Впрочем, осадок остался и у предпринимателей. Объявление о договорённостях с Роспотребнадзором и подписанный в тот же день закон против мини-баров и "наливаек" снова вызвали всплеск негатива. Создание рабочей группы стало слабым утешением. "Буду ли я инвестировать в новые бары? Нет. Буду ли я создавать новые рабочие места? Нет. Буду ли я советовать знакомым, друзьям, коллегам создавать МСП? Нет", — отреагировал на решение Александра Беглова ресторатор Александр Романенко.
Кроме того, один из участников переговоров со стороны бизнеса говорит, что общепит и торговые центры хотели добиться от правительства разрешения открыться не в понедельник, 27 июля, а раньше. Самая желаемая дата — суббота, 25 июля.
"У нас и так сейчас пошёл отток посетителей с веранд из-за похолодания и дождей. Если бы нам позволили открыться на ближайших выходных, когда в Петербурге будет проходить парад ВМФ, можно было бы заработать нормальные деньги. В городе полно туристов, многие специально приехали на это событие, а мы закрыты. Серьёзно, какой смысл ждать лишние пару дней? Что кардинально изменится за это время? Неповоротливость властей с каждым разом удивляет всё сильнее и сильнее", — жалуется ресторатор, попросивший не называть своего имени.