Фото: Ермохин Сергей
Фото: Ермохин Сергей

Следуйте указателям и выкиньте лишнее: какими будут антиковидные офисы

300
Евгения Иванова
24 июля 2020, 14:44

После массового перехода на удаленку сотрудники постепенно возвращаются в офисы. Сделать рабочее место безопасным можно довольно быстро и недорого, а антиковидные навыки не станут лишними и после победы над вирусом.

Первым о правилах работы в офисах в новой реальности задумался Китай, который быстрее других вышел из коронавирусных ограничений. На основе китайского опыта консалтинговая компания Cushman & Wakefield даже выпустила руководство по правилам организации безопасного офиса "6 Feet Office", которое уже начали применять в Европе и США.

Одним из основных требований является дистанция между рабочими местами примерно 2 м. Для наглядности дизайнеры считают правильным очерчивать радиус непрозрачной пленкой. Пленка в новой реальности вообще становится важным элементом офисного интерьера. Например, ею предлагают выкладывать безопасные маршруты для сотрудников, а также использовать вместо запретительных знаков — например, "закрывать" красным цветом короткие, но небезопасные направления. Передвигаться предлагается по часовой стрелке, разумеется, с соблюдением социальной дистанции.

Антиковидные рабочие места отличаются чистотой и аскетизмом. Во–первых, специалисты советуют обзавестись привычкой протирать стол хотя бы в начале дня (лучше — чаще). Во–вторых, чтобы минимизировать возможные источники скопления микробов, сотрудникам следует избавиться от всего лишнего, чем часто завалены рабочие места: от стопок бумаг и журналов, чашек, канцелярии, сувениров. Стоит отказаться даже от офисной клавиатуры и мышки — оптимальным будет использование личных девайсов. Их лучше приносить из дома, как и ручки с блокнотами. Зато на каждом столе должно найтись место для бутылочки с санитайзером.

Новый элемент, помогающий не подхватить вирус со стола, — одноразовая бумажная салфетка, похожая на те, которыми сервируют столы в ресторанах. На ней должны помещаться не только клавиатура и мышка, но и мобильный телефон, бумага для записей и т. п. Стопка таких салфеток должна лежать на входе в офис.

Огородиться от коллег предлагается не только обычными офисными перегородками, высота которых редко превышает 50–70 см, но и дополнительными барьерами из плексигласа. Смонтировать их следует за монитором компьютера, чтобы увеличить защитную площадь.

Продуманы и правила нахождения в общественных пространствах бизнес–центров. Например, чтобы избежать скопления людей на входе–выходе, можно попробовать изменить часы работы для части арендаторов. Пересмотреть следует и правила поездки в лифтах, а также использования общих кухонь и гардеробных.

"Новые принципы организации офиса внедряют как российские компании, так и международные корпорации с офисами в разных странах, — говорит Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield в России. — Для российских клиентов важно, чтобы их офис соответствовал всем требованиям Роспотребнадзора и региональных органов власти".

Организация безопасного рабочего места скорее требует административной воли и целеустремленности, а не высоких затрат, полагают консультанты. Российские офисы традиционно отличаются неэффективными планировками и невысокой долей полезных площадей. Даже в доковидные времена в обычный рабочий день многие места пустуют, а общие пространства почти не используются. При сохранении части сотрудников на удаленке "лишние" метры позволят создать офис будущего без дополнительных затрат на аренду.

"Немногие готовы сейчас инвестировать в организацию нового офиса, — отмечает Дмитрий Кузнецов, заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International. — Но часть решений не влечет серьезных трат, а некоторые вообще беззатратны. Например, в нашем офисе мы используем шахматную рассадку. Сотрудники поделены на две команды, для которых определен график посещения два дня через два. Быть в офисе разрешается только в “свой” день".

Приобретенные благодаря пандемии полезные привычки сослужат добрую службу и в будущем. Коронавирус — не единственная эпидугроза для сотрудников. Например, сезонные вспышки гриппа также наносят серьезный ущерб работодателям. Если сократить его можно за счет пленки, бумажных салфеток и пластиковых перегородок, то не стоит на них экономить.

Материал подготовлен в рамках спецпроекта "ДП" " Ковидный Петербург "