Мусорный компромисс города и области

Автор фото: ЕРО

Несмотря на то что правительства Петербурга и Ленинградской области пока не закончили обсуждение вариантов совместной работы по вывозу ТКО, компания под названием "Единый региональный оператор" готовится к работе с мусором в обоих регионах.

Развитие цивилизации неизбежно приводит к увеличению количества мусора, которое производят населения и предприятия. Как показывают данные, опубликованные Всемирным банком, сегодня в мире генерируется около 2 млрд тонн твердых бытовых отходов ежегодно, а к 2050 году ожидается, что это количество вырастет до 3,4 млрд тонн.

Реформа не для всех

Большинство жителей мало интересуются тем, куда деваются пакеты с бытовым мусором после того, как их опустили в мусоропровод или контейнер. При том, что основная доля в мусоре сегодня — это упаковочные материалы, большинство из которых производятся из синтетических материалов с крайне долгим сроком разложения в природных условиях (до тысячи лет). Соответственно, такие отходы нуждаются в переработке на специализированных предприятиях, но до недавнего времени в России 95% мусора утилизировалось на полигонах. В мире уже десятки лет ведется борьба со свалками, которые не только на километры вокруг распространяют крайне неприятные запахи, но и несут необратимый вред экологии. В нашей стране серьезная работа началась только в 2017 году, когда была объявлена мусорная реформа, стартовавшая в большинстве регионов в 2019 году.
По новой схеме работы, утвержденной Федеральным законом №89–ФЗ, в каждом субъекте РФ должен быть определен единый региональный оператор, который и займется вывозом и утилизацией ТБО. В большинстве регионов страны эта работа была проведена — как показывает практика, не везде идеально, но в целом схема оказалась вполне работоспособной. Одним из немногих исключений (наравне с Москвой и Севастополем) оказался Петербург, получивший отсрочку на решение этого вопроса аж до 2022 года.
Связано это было во многом с тем, что своевременно выбрать единого регионального оператора в Северной столице не получилось. Еще в 2017 году Смольный объявил два конкурса (город был поделен на северную и южную часть, оператора определяли для каждой из них), оба выиграло подведомственное городскому правительству ГУП "МПБО–2". Но сразу после окончания конкурсов в суды были поданы несколько исков, оспаривающих решения. В результате этого ни на севере, ни на юге ГУП "МПБО–2" к работе не приступил.
Для Петербурга этот вопрос на самом деле стоит достаточно остро — ежегодно в городе образуется порядка 2 млн тонн ТКО. Дополнительная сложность заключается в том, что, в соответствии с законодательством, в городе запрещено размещать полигоны для утилизации коммунальных отходов. Ранее Смольный заявлял о своих планах по строительству новых мусороперерабатывающих заводов в городе, но пока к реализации этих планов город не приступал.

Соседские соглашения

В то же время, в соседней Ленинградской области преобразования в этой сфере начались еще с начала 2019 года. Правительство региона выбрало оператором АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", акционерами которого являются АО "Анэкс–Финанс" (75%) и региональный КУГИ (25%). Поэтому идея о том, что двум соседним регионам целесообразно совместно заниматься решением вопроса, рано или поздно должна была родиться. Впервые она прозвучала на круглом столе, прошедшем в редакции "ДП" с участием вице–губернатора Петербурга Николая Бондаренко и заместителя Председателя Правительства Ленобласти Михаила Ильина.
"Есть предложение, в качестве почвы для обсуждения, — один регоператор на два региона. Или два оператора на два региона, — заявил тогда Михаил Ильин. — Мы видим, как летом петербуржцы переезжают в Ленинградскую область на дачи, а зимой возвращаются в город. Есть определенные нюансы нашего законодательства, когда человек живет в городе, имеет еще один объект недвижимости на территории области, а платит дважды. Наши регионы поэтому нельзя делить, они требуют единой логистики и дышат одним воздухом". Николай Бондаренко с предложением областного коллеги согласился.
В июне губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с президентом вновь поднял вопрос создания единого межрегионального оператора, и получил одобрение со стороны Владимира Путина.
Смольный сперва на это отреагировал не так активно. 13 июля ВрИО председателя городского комитета по благоустройству Сергей Малинин подписал распоряжение об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, вызвавшую критику в правительстве Ленобласти. "Мы готовились к взаимодействию с Санкт–Петербургом, распланировали логистику и инфраструктуру с учетом общей нагрузки обоих субъектов, — прокомментировал тогда ситуацию Михаил Ильин. — По оценкам наших специалистов, объём отходов, образуемых Петербургом, превышает 2 млн тонн в год, городские коллеги учли только 1 млн 370 тыс.".
Кроме того, согласно этой схеме на модернизацию заводов, принадлежащих уже упомянутому "МПБО–2", будет привлекаться внебюджетное финансирование в объеме более 20 млрд рублей, что по мнению специалистов может привести к повышению тарифов для населения. Новая схема подразумевает, что весь объем ТКО, образующийся в северной зоне, будет направлен на "Завод МПБО–2" в поселке Янино, а объем из южной зоны — на "Завод МПБО–2" на Волхонском шоссе. Еще часть отходов будет направляться для захоронения на полигоны в Ленинградской области. При этом областной губернатор недавно заявил, что с 2023 года не планирует принимать "хвосты" на полигонах. Таким образом, фактически, Комитет по благоустройству обозначил, что не рассматривает иные компании, кроме "МПБО–2", которые могли бы стать оператором в Петербурге.
Впрочем, спустя неделю ситуация несколько изменилась — Александр Беглов направил письмо в Минприроды, в котором сообщил, что также считает сотрудничество регионов целесообразным. Как уже сообщал "ДП", сейчас идет обсуждение соглашения о взаимодействии в области обращения с ТКО. В нем предусматривается, что Петербург обязуется каждый месяц согласовывать объемы мусора, вывозимые в область. Также стороны обсуждают совместное финансирование строительства и реконструкции мусороперерабатывающих мощностей именно в Ленинградской области.

Готовность номер 1

При этом уже 26 июня два крупнейших частных региональных игрока объявили о создании компании "Единый региональный оператор" (ЕРО), которая примет участие в конкурсе на контракт регионального как минимум Южной части Санкт–Петербурга. Как сообщалось ранее, учредителями компании на паритетных началах выступили АО "Анэкс финанс", и АО "Спецтранс Инвест", холдинговая компания АО "Автопарк №1 "Спецтранс". Генеральным директором назначен Дмитрий Климчук — бывший руководитель строительной компании "Скандинавия Девелопмент".
На сегодняшний день компании — учредители ЕРО обслуживают более 3 млн абонентов и в совокупности обладают 8 полигонами размещения отходов в Ленинградской области, 5 станциями обработки отходов общей мощностью более 500 тыс. тонн отходов в год, а также более чем 400 единицами современной специализированной техники (см. инфографику).
"Мы более 10 лет инвестируем в самые лучшие доступные технологии в области мусоропереработки, за это время закуплены и апробированы десятки единиц высокотехнологичного оборудования на сотни миллионов рублей, — говорит Анатолий Язев, генеральный директор АО "Автопарк №1 "Спецтранс". — Мы знаем, какое оборудование работает лучше и эффективнее, а какое является лишь рекламной уловкой. Петербург и Ленинградская область для максимально плодотворной работы с мусором должны сформировать совместные взаимоувязанные региональные программы и территориальные схемы с учетом действующих и перспективных объектов, а также с учетом мнений работающих в регионах профессиональных игроков".
"Наш бизнес вышел далеко за пределы механического сбора отходов и распространился на поиск решений в эффективной транспортировке, обработке и утилизации мусора, — рассказал "ДП" Дмитрий Климчук. — Мы изучили опыт ведущих международных и отечественных компаний, посетили десятки самых современных предприятий, и готовы построить эффективную и прозрачную модель обращения с отходами, позволяющую минимизировать расходы для абонентов. Информационные системы являются ключевым элементом нашего бизнеса, мы знаем в любой момент времени, где находится наш мусоровоз и какой мусор в него загружается. Специалистами компании разработан собственный электромусоровоз, позволяющий сделать процесс сбора и транспортировки мусора максимально бесшумным и экологичным". Также, по его словам, на мусоросортировочном заводе в Обухово установлены первые в России автоматические роботизированные станции сортировки с самообучаемым искусственным интеллектом.

Экотехнопарк в помощь

Кроме этого, компания начала проектирование экотехнопарка "Селект Энерджи" в Гатчинском районе, который сможет перерабатывать весь мусор южной части Петербурга и Области, а также поможет при рекультивации полигона Новый Свет Эко.
"Сегодня мы опытный региональный оператор с компетентными специалистами и выверенными бизнес–процессами. У нас есть понимание, как эффективно работать в этой отрасли и к чему стремиться. Все прекрасно понимают, что более 70% отходов в Ленинградскую область поступает из Санкт–Петербурга, и этим важно и нужно заниматься. Необходимы новые мощности для переработки отходов и новые проекты для работы с городскими отходами, — комментирует ситуацию Николай Хасиев, генеральный директор АО "УК ООЛО". — Нам не обойтись без четкого взаимодействия с городом в этом направлении, необходимо в самое ближайшее время построить новый объект для обработки, утилизации и обезвреживания отходов на юге Ленинградской области. В этом смысле проект "Селект Энерджи" кажется идеальным решением". Также, по словам Николая Хасиева, компания уже год назад приступила к проектированию и реализации нового объекта по обработке, утилизации и размещению отходов в Кингисеппском районе Ленинградской области. Объект будет работать как с областными, так и с городскими ТКО.
В проекте "Селект Энерджи", по словам разработчиков, планируется использовать самые современные на сегодня технологии, благодаря которым компания "ЕРО" планирует извлекать из ТКО порядка 15% вторичных материальных ресурсов, готовить около 30% техногрунта методом биологической сушки и компостирования, а из 20% делать альтернативное топливо SRF, которое планируется использовать как топливо для в цементной или металлургической промышленности, либо продавать в скандинавские страны. Еще порядка 15% уйдет в атмосферу в виде осадков после сушки и останется лишь 20% остатков от сортировки для захоронения либо временного складирования, которые будут спрессованы и упакованы в защитную пленку. При этом, возможно, в будущем, когда уровень технического прогресса и инноваций позволят это эффективно сделать, эти остатки будут также переработаны.
В бизнес–плане компании, рассказывает Дмитрий Климчук, рассматривались разные варианты технологий — от мусоросжигательных заводов до простых ручных сортировок. Мусоросжигание, по его словам, самый дорогой процесс утилизации, что может привести к росту тарифов, а ручная сортировка недостаточно эффективна. Поэтому компания постоянно ищет лучшие мировые практики и технологии, активно ведет работу с компаниями–переработчиками отходов и планирует делать небольшие совместные предприятия по переработке прямо в экотехнопарке (для этого там выделено порядка 40 га), что существенно сократит транспортные расходы.
"В текущих условиях далеко не весь пластик экономически и технологически целесообразно перерабатывать, и даже полученный при раздельном сборе или с полигонных сортировок содержит до 40% отходов, которые мы отдаем на полигоны в виде неперерабатываемых "хвостов", — соглашается с ним и Александр Свидовский, генеральный директор ООО "Втор–пласт". — При этом необходимо начинать совместную работу от производителя товаров и упаковки до его переработки и вторичного применения, чтобы уже в самом начале понимать его цикл жизни. Мы такую работу уже начали, и с компанией "ЕРО" планируем в следующем году начать строительство современного совместного завода по переработке пластиков".
"Мы действительно приступили к активной фазе проектирования проекта "Селект Энерджи" и, более того, уже получили одобрение от коммерческих банков по финансированию проекта, — добавляет Михаил Смирнов, генеральный директор АО "Анэкс финанс". — Сводная финансовая модель показывает, что всю работу можно делать в рамках текущих тарифов с окупаемостью проекта в разумный срок. При этом мы понимаем, что для оптимальной работы отрасти нужны еще современные объекты и мы готовы рассмотреть совместно с городом площадки "МПБО–2", провести анализ для их максимально эффективного использования, привлечь инвестиции для проведения глубокой модернизации".
Резюмируя, можно сказать, что сегодня ситуация по–прежнему находится в подвешенном состоянии. С одной стороны — игроки рынка готовы к работе и декларируют, что способны справится с предстоящими объемами. С другой — необходимо, чтобы чиновники как можно быстрее нашли взаимопонимание, и город подготовил и объявил конкурс на выбор регионального оператора. У Смольного есть еще время на эту работу, но от того, как насколько оперативно будут приняты решения, зависит, каким воздухом будут дышать жители двух регионов.