Цифровой надзиратель: "Пятёрочка" тестирует умные часы для слежки за персоналом

Автор фото: Vostock-photo

Похожие решения внедряют на стройках и в энергетике.

Мониторинг труда становится отдельным ИТ–сегментом, при этом довольно перспективным и быстрорастущим. По оценкам главы аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, рост составляет более 10% в год, что довольно много для сферы ИТ и телекоммуникаций.
Технология, которую собираются применять в "Пятерочке", использует наручное устройство, отслеживающее геолокацию, давление, пульс, угол наклона гаджета. Эксперты отмечают, что в этом нет ничего принципиально нового — фитнес–трекеры уже давно это умеют. Основная сложность, по мнению Юрия Брюквина, в удаленном сборе, обработке, анализе этих данных, а также интеграции в существующую ИТ–систему.
В компании "ЛАНИТ", которая занимается разработкой умных часов (технология SOLUT), рассказали, что для мониторинга человеческой активности использовали машинное обучение. Устройства собирают данные о движениях работника в течение смены и передают в подсистему распознавания, где искусственный интеллект определяет рабочие активности человека по его движениям (например, выкладывание товара на полку, закручивание болта и т. д.).
Проект в торговой сети "Пятерочка" только стартовал (до конца года появится в 30 магазинах), поэтому пока нет возможности оценить эффективность. Однако ранее технология SOLUT была протестирована для группы строительных компаний "ПИК". Итогом пилотного проекта стало повышение выработки строителей в погонных метрах более чем на 20%. Та же технология начала использоваться в филиалах ПАО "Россети".

Как еще следят за работниками

Сейчас начинают внедряться решения и для видеоаналитики. Специальная видеокамера и ПО следят за работниками на стройке, смотрят, кто находится без каски или в опасной зоне. Это позволяет производить событийную видеоаналитику, в том числе контроль за сотрудниками, рассказывает Юрий Брюквин. Однако такие системы еще несовершенны: "На рынке пока нет решения, которое с помощью камер, используя искусственный интеллект, распознает 100% рабочего времени человека. Физически очень сложно покрыть камерами всю площадь, где работает, отдыхает и бездействует сотрудник в течение дня", — говорит Александр Белоусов, основатель и руководитель SOLUT.
За последние месяцы в Петербурге вырос интерес к технологиям мониторинга труда, основанным на геоаналитике. По словам Евгения Носовицкого, технического директора Magic Systems, спрос вырос на 30–40%. В компании используют технологию Bluetooth Low Energy: с ее помощью можно понимать характер движения работника, его маршрут. Кроме того, устройства позволяют строить график контактов персонала.
"Это актуально для профилактики COVID–19. Если сотрудники подходят друг к другу на расстояние менее 1,5 м, их смартфоны вибрируют и на сервер отправляется событие — "контакт", — говорит Евгений Носовицкий.
Такое решение используют компании со штатом более 30 человек, и в среднем на каждого сотрудника заказчики тратят 1000 рублей в год, по данным Magic Systems.
На рынок мониторинга персонала претендуют и сотовые операторы, у них есть специальные платформы, которые позволяют следить за геопозиционированием сотрудника. "В части мобильных операторов этот рынок делят “МегаФон” и МТС", — сообщает Юрий Брюквин.
Операторы связи тоже отмечают высокий рост спроса на услуги по контролю за работниками. В Санкт–Петербурге продажи сервиса МТС за март–апрель выросли в 92 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Такой резкий рост связан с усилением мер безопасности для сотрудников и частичным переходом на дистанционный режим работы", — считают в компании.
Наибольший рост подключений сервиса показали строительные и транспортно–логистические компании: на них пришлось более 70% новых подключений. Значительный рост отмечен и в сегменте оптовой торговли и дистрибуции — 17% подключений, из них основной объем пришелся на компании, поставляющие продукты питания. Кроме того, спрос на услугу появился у небольших фермерских хозяйств и магазинов, которые в условиях падения спроса вынуждены переходить на доставку и переориентироваться на b2c–рынок. Их доля в общем числе подключений в сегменте малого и среднего бизнеса составила около 3%.
В "Билайне" и "МегаФоне" не сообщили конкретных цифр, но тоже отметили, что в последние месяцы спрос на услугу увеличился. В "МегаФоне" связывают это со стремительным развитием курьерских служб, в особенности тех, что специализируются на доставке еды и продуктов.

За счастливыми часы не наблюдают

Пока что технологии мониторинга, основанные на IoT (интернет вещей), в России работают в режиме пилотных проектов. "Это практикуется на уровне экспериментов: не то чтобы массово, не то чтобы эта технология отработана, но практика такая потихоньку внедряется, — сообщает Иван Бегтин, учредитель АНО “Информационная культура”. — В то же время в Китае это уже широко распространено. По сути это система тотального контроля, и это никогда не про заботу о людях".
В какой–то степени эта система абсолютно оправданна, считает эксперт: был кейс, когда технологию внедряли на стройке, и в течение первых же дней стало понятно, что строители по несколько часов курят. "В качестве мониторинга времени, затраченного на работу, эта технология вполне годится. Это важно для работодателя, который не доверяет рабочему персоналу", — говорит он.
В то же время Иван Бегтин отмечает: если в странах, где защита трудовых прав, профсоюзы более развиты, такие технологии могут привести к улучшению условий труда (сокращению рабочего времени, например, вследствие оптимизации рабочих процессов), то в таких государствах, как Китай и США, это, наоборот, способно повлечь за собой чрезмерную эксплуатацию работников.
Одна история — когда работник дает разрешение на отслеживание его действий, другая — когда он не может отказаться. "В случае “Пятерочки” подобные действия следовало бы согласовывать с профсоюзами, но у ретейлеров настоящих профсоюзов нет, лишь бумажная фикция", — добавляет эксперт.