Танцы на костях стереотипов: "Игры тестостерона" Роберта Сапольски

Роберт Сапольски. "Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения". — М.: Альпина нон–фикшн, 2020

"Игры тестостерона" — это сборник очерков и журнальных эссе. Ну да, обработанных, сведенных логически вместе, снабженных всякими фенечками, типа хорошо прокомментированной и чуть ли не проиллюстрированной библиографии. И да, я прекрасно знаю, что жанр "сборник эссе" мало кто любит. Но, дорогие мои, — это Сапольски! Роберт Моррис Сапольски! Это восторг, это счастье, это просвещенное ехидство (в том числе и по отношению к читателю)!
Знаете, с какой проблемой сталкиваешься, когда проглатываешь за год по 40–50 нон–фикшен книг? Нет, вовсе не с той, что в этом потоке много слабого или посредственного. Такие книги начинаешь быстро отсеивать на дальних подступах: тут все как у ресторанных критиков, которые судят об уровне еды по одному виду меню. Но и проблема точно та же, что у ресторанных критиков. По–настоящему выдающихся шеф–поваров мало. Много — хороших, грамотных, умелых. А гениев, как всегда, — раз–два–три. И я нередко, в досаде от доброкачественных, но не исключительных текстов, начинаю перечитывать то, что действительно заставляет наслаждаться: от Нила Шубина до Даниэля Ергина. Эти ребята умеют настаивать на своем, а не просто обобщать чужое. Сквозь гипотезы видны их личности. Они умеют заводить, гневить, смешить. Они, наконец, просто отличные беллетристы…
В общем, брадатокудрый (разом похожий на Саваофа и Санта–Клауса) приматолог и нейроэндокринолог Сапольски из той же дрим–тим: наслаждайтесь! Сцедите его книгу по капле в бутылку. Зимой, в холода, отпивайте маленькими глотками у камина. Собственно, сборник эссе и есть такая бутылка.
Не забудьте про главный вопрос, обозначенный на этикетке: что в поведении человека определяется биологией (например, генами или гормонами), а что — собственной волей и воспитанием? За что в поведении человеку можно выставить счет, а за что — нельзя даже претензию? Вот вам цитата из главки про те самые игры тестостерона, которые, как "всем известно", определяют мужское поведение. "Предположим, вы заметили корреляцию уровня агрессии и уровня тестостерона. Это может быть потому, что: а) тестостерон повышает агрессию; б) агрессия повышает выделение тестостерона; в) ни одно из этих явлений не вызывает другое". И какой вариант вы выбираете? "Правильный — б!" — смеется Сапольски и с невероятно изящной убедительностью доказывает это.
И так во всех главах. Он пишет, например, о том, что развивающимся странам "нежелательно перенимать западный стиль жизни, пока вместе с западной физиологией не установятся и западные способы справляться со стрессом". Он пишет, что у людей шизоидного типа повышенный шанс преуспеть в роли религиозного наставника, а у обсессивно–компульсивного расстройства (это когда человек часами выполняет одну и ту же операцию: скажем, бесконечно моет руки) — больше шансов проявиться в религиозных ритуалах, заставляющих, например, ортодоксального еврея следовать ежедневным 365 запретам и 248 требованиям. О, этот сын правоверного иудея и внук эмигранта из СССР знает толк в дразнении самоуверенных гусей — попутно исследуя и поведение гусей, и причину их самоуверенности!
Я бы рекомендовал эту книжку просто как средство против упрощения реальности, а также против собственного опрощения и опускания на то дно, где ответ на все вопросы легко дается в газете "Аргументы и факты". "Игры тестостерона" добрались в Россию из США с почти четвертьвековым опозданием, но на фоне современного состояния умов ничуть не растеряли язвительной актуальности.
Увы, конечно. Но и — ах!