Победа Литвы: что даст России поддержка Лукашенко

Автор фото: Сергей Коньков
Резервуары для хранения нефтепродуктов компании Транснефть в порту Усть-Луга.

Почему признание победы Лукашенко не поможет России решить давние экономические разногласия, а Литва, несмотря на жесткую критику действующего режима в Белоруссии, сохранит за собой статус “ключевого партнера” — в материале dp.ru.

Кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская 11 августа прибыла в Литву, где ей было выделено жилье и охрана. В Министерстве иностранных дел Литвы считают, что Светлана Тихановская была вынуждена покинуть страну из-за давления со стороны властей Белоруссии.
Литва вместе с Латвией и Польшей подготовили план деэскалации ситуации в Белоруссии. Президент Литвы Гитанас Науседа на пресс-конференции 12 августа заявил о том, что Минск должен остановить применение силы против народа, освободить задержанных протестующих и прекратить их преследование. Глава литовского МИДа Линас Линкявичюс считает, что в Белоруссии должны быть проведены повторные выборы. Депутаты литовского Сейма обратились к странам ЕС и предложили им занять аналогичную позицию. Вечером 14 августа стало известно, что министры иностранных дел 27 стран Европейского союза приняли политическое решение ввести новые санкции в отношении "официальных лиц Белоруссии, ответственных за применение насилия и нарушение прав человека".
Тем временем Москва, в отличие от стран Запада, признала победу Лукашенко на выборах, причем одна из первых. Эксперты уверены, что сблизиться с Белоруссией Россия, даже поддерживая Александра Лукашенко, не сможет. При этом Литва так и останется важным экономическим партнером Белоруссии.
Товарооборот между Литвой и Белоруссией в 2019 году составил $1,5 млрд. Литва входит в первую десятку стран - основных инвесторов в экономику Белоруссии, и по итогам 2018 года занимала седьмое место по объему прямых инвестиций среди всех стран и четвертое место среди стран Европейского союза. На протяжении последних лет белорусские грузы обеспечивают около 30% загрузки Клайпедского государственного морского порта. В частности, речь идет о нефтепродуктах, производимых на белорусских нефтеперерабатывающих заводах из нефти, закупленной в России, что не поддерживается российской стороной.
Правительство РФ в последние годы активно работает над переводом своих грузов из портов Прибалтики и пытается подключить к этому процессу и Белоруссию. В 2017 году Президент России Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки российской нефти в Белоруссию с транспортировкой выработанных белорусскими НПЗ нефтепродуктов через российские порты.
"На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится. Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры", — сказал тогда Владимир Путин.
Несмотря на то, что РЖД предоставили Белоруссии максимальную скидку на перевозки в размере 50%, белорусские НПЗ отказываются от услуг российских железных дорог в пользу прибалтийской инфраструктуры, объясняя это наличием долгосрочных контрактов. В ноябре 2017 года Белорусская нефтяная компания (БНК) заключила с Литовскими железными дорогами (Lietuvos gelezinkeliai)новый трехгодичный контракт на перевозку нефти и нефтепродуктов. Затем в октябре 2019 года Klaipedos nafta продлила сотрудничество с Белорусской нефтяной компании BNK (UK) Limited до 31 декабря 2021 года, хотя в политическом поле Литва и Белоруссия выступают, скорее, как оппоненты, нежели партнеры.

Угрозы без последствий

Идея переманить белорусский транзит из Клайпеды на российские порты возникла у Москвы не просто так. Руководство Белоруссии неоднократно угрожало Литве перевести свои грузы из литовского порта из-за политических противоречий между странами.
"Десять лет назад в Белоруссии уже была попытка "цветной революции", и тогда Лукашенко среди стран, которые, по его мнению, в этом участвовали, прямо обвинил Литву. Тогда Минск открыто ставил вопрос о переориентации белорусских нефтепродуктов с Клайпеды на порты Латвии и Северо-Запада России. Ничего этого сделано не было. Более того, в качестве "отступного" Белоруссия получила место в Клайпедском порту – соорудила свой нефтеналивной терминал», — рассказал dp.ru специалист по международным отношениям в Восточной Европе и общественно-политическим процессам в странах Прибалтики, Украине и Белоруссии, Александр Носович.
Одной из самых проблемных тем в отношениях между Литвой и Белоруссией является строительство в Белоруссии неподалеку от литовской границы атомной электростанции (БелАЭС). Бывший президент Литвы Даля Грибаускайте заявляла, что БелАЭС задумана как "средство шантажа, давления" на Литву, так как та намерена выйти из единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) и синхронизировать свои сети с ЕС. Даля Грибаускайте также неоднократно говорила о том, что Литва не может сотрудничать с Белоруссией из-за строительства станции.
Данные высказывания в том числе становились поводом для угроз со стороны белорусских политиков, но до дела так и не дошло.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Белорусская концепция внешней политики состоит в том, что политика и экономика существуют отдельно, и внешнеэкономические отношения выстраиваются исключительно из соображений выгоды для госбюджета Белоруссии, считает Александр Носович.
"У Литвы политика "идет впереди экономики" — литовские власти периодически идут на риск пожертвовать экономическими интересами страны ради достижения своих геополитических целей, а точнее США и НАТО. Это проявляется, в первую очередь, в отношениях с Россией и Белоруссией", — отметил эксперт. И в нынешней ситуации Литва действует по такому же принципу.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также уверен, что в отношениях между Литвой и Белоруссией параллельно существуют две реальности: публично-политическая и закрыто-деловая.
"Маршруты экспорта белорусских нефтепродуктов через Литву давно налажены, и это довольно выгодно обеим сторонам. Вполне возможно, что белорусское руководство имеет свои бизнес-интересы в данном вопросе", — прокомментировал Игорь Юшков. По его словам, от экспорта белорусских нефтепродуктов через Литву могут зарабатывать частные структуры. Цепочка поставок грузов за рубеж до конца не прозрачна — кто является конечным потребителем нефтепродуктов непонятно, то есть страна-экспортер может быть номинальной, а сам товар может перепродаваться через посредников.
В транзите нефтепродуктов через Россию Белоруссия может быть не заинтересована из-за того, что нет гарантий, что действующие в Литве схемы можно будет повторить. Кроме того, в данном случае белорусская сторона будет вынуждена раскрыть все существующие цепочки поставок.
"Также показателем выстроенных деловых отношений между Литвой и Белоруссией является то, что альтернативные поставки нефти – из США, Саудовской Аравии, Норвегии – приходят в Белоруссии через Литву, хотя это самый дорогой маршрут", — заметил Игорь Юшков. По его словам, поставка нефти на Новополоцкий НПЗ окажется дешевле, если груз будет идти по нефтепроводу из Латвии.

За союз денег не платят

Поддержка Александра Лукашенко при наличии прочной деловой связи между Белоруссией и Литвой не откроет для России возможностей решить накопившиеся транспортные проблемы. Александр Носович считает, что переориентация белорусских нефтепродуктов на порты России будет возможна в том случае, если будут достигнуты договоренности по налоговому маневру в нефтяной сфере, который проводит Москва, а также, если российская сторона покроет издержки на транспортировку грузов по более длинному логистическому плечу.
"Позиция России последние два года состоит в том, что противоречия в отношениях с Белоруссией должны решаться пакетом. Путин поставил перед Лукашенко вопрос ребром – либо мы подписываем пакетом все дорожные карты углубленной интеграции, либо не подписываем ничего. Так что транспортные вопросы могут быть решены только в пакете со всеми остальными", — считает эксперт.