Архитектурное наследие Петербурга "распродают" по правилам "Монополии"

Автор фото: Михаил Тихонов

Заячий остров за 100 млрд "долларов", Главный штаб — за 650 млн, Большой двор Эрмитажа — за 32 млн. "Распродажу" архитектурного наследия Петербурга объявили польские разработчики мобильной AR–игры.

Официальный запуск экономической игры Landlord GO состоялся несколько недель назад, однако beta–версия тестировалась с 2019 года. За это время приложение собрало аудиторию в 43 тыс. петербуржцев и 243 тыс. россиян.
Игра представляет собой подобие монополии, где игровым полем становится само городское пространство. Объектами купли–продажи являются не улицы, как в настольной версии, а нежилые здания, коммерческие объекты и бизнесы. Чтобы приобретать определенную недвижимость, необходимо встать на соответствующую "игровую клетку". То есть, чтобы купить Дом Зингера, нужно быть на Невском рядом с ним (или отправить туда внутриигрового "агента").
В Санкт–Петербурге можно купить как Эрмитаж, так и обыкновенную столовую. Корреспондент "ДП" попытался полностью выкупить свою редакцию, но цена оказалась неподъемной (40 млн игровых "долларов", в то время как рестораны в той же локации продаются по 1,5 млн). Как рассказали разработчики, цены формируются в зависимости от нескольких факторов: удаленность от центра города, популярность объекта среди игроков, кроме того, на ценообразование влияют происходящие в здании события и размер строения. Выручка и рентабельность бизнеса не учитываются.
В России не все участники рынка оценивают игру положительно. Разработчики отмечают, что в создании приложения нет никакой инновационности: игры, основанные на gps–локации, появились еще до 2016 года, а широкое распространение получили после выхода Pokemon GO. Экономические симуляторы появились еще раньше.
Петербургские "игроделы", при всем архитектурном богатстве родного города, идеей использования дополненной реальности не вдохновляются. Среди причин эксперты отмечают то, что в игровой индустрии лишь 1–2% гипотез оказываются верными. "Таким образом, чтобы получить успешный продукт, нужно выпускать большое количество прототипов, ведь только каждый 50–й прототип будет получать широкую известность. У нас не так много компаний, поэтому среда для такого рода продуктов оказывается не очень благоприятной", — отмечает создатель проекта "Кибер Россия" Роман Поволоцкий.
Генеральный директор компании Toggle Games Андрей Битюцкий считает, что петербургские студии могли бы делать хорошие AR–игры уже сейчас. Однако, по его мнению, создание такого продукта не всегда является целесообразным: человеку менее удобно крутить телефоном и выискивать объекты дополнительной реальности в кадре, чем просто манипулировать телефоном в привычном положении.
Более "свежим" направлением эксперты называют рынок игр с голосовым управлением. "Этот рынок достаточно перспективный, и мы увидим много решений на стыке дополненной реальности, геолокационных сервисов и голосовых интерфейсов", — подчеркивает Роман Поволоцкий. По его мнению, в Петербурге находится одна из лучших компаний в мире по разработке таких технологий.
С другой стороны, Landlord GO удалось завоевать аудиторию в 1,4 млн пользователей в мире. Петербургские студии пока такими результатами похвастаться не могут.

Безразличная реальность

Хотя разработчик и использует петербургские объекты недвижимости, платить за них реальным владельцам он не должен. "В настоящее время никак не урегулировано указание бренда или пиратство в дополненной реальности. То есть фактически мы можем использовать любое изображение бренда в дополненной реальности и визуализировать поверх него то, что хотим", — рассказывает Роман Поволоцкий.
Впрочем, игровые специалисты считают, что владельцы реальных зданий могут даже и выиграть от сделок в игровой вселенной. "С такими играми мы в любом случае увидим какие–то прецеденты, которые заставят адаптировать реальную жизнь под игровые правила. И вполне может оказаться, что будут феномены, такие как увеличение стоимости реального здания за счет его популярности в виртуальной среде", — считает Роман Поволоцкий.
Кроме того, такие приложения могут подкинуть новые идеи, которые будут отрабатываться вне игры. Здесь присутствует обширная база данных реальных объектов (для создания использовалось 3 тыс. открытых баз, соотнесенных со спутниковой информацией НАСА). "Если речь идет о недвижимости, то уже сейчас застройщики готовы платить за систему, которая будет предугадывать поведение и предпочтения пользователей, выставлять этим пользователям индивидуальные стоимостные предложения и закрывать сделки с максимальным извлечением прибыли для компании", — подчеркивает Андрей Битюцкий.
Однако специалисты по коммерческой недвижимости пока что относятся к играм скептично и вероятность влияния на реальный рынок оценивают как крайне низкую. "Полностью смоделировать всю сложность рынка пока не получится. А главное, процесс принятия решений в игре и в реальном мире может существенно отличаться", — подчеркивает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.
Проект может быть интересен любителям экономических игр и людям, приближенным к рынку недвижимости, в основном молодежи, но говорить о какой–либо корреляции игры с реальным рынком недвижимости было бы опрометчиво, считает гендиректор Colliers International в Санкт–Петербурге Андрей Косарев. "Даже кадастровая оценка, для разработки которой анализируется множество параметров, далека от оценки рыночной стоимости недвижимости. Сомневаюсь, что разработчик игры выделит достаточный ресурс для анализа рынка недвижимости и учета всех необходимых факторов", — отмечает он.