Можно прятать голову в песок, но это бесполезно: петербургский бизнес в кризис

"Деловой Петербург" продолжает цикл интервью "Петербургский бизнес побеждает кризис" с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. Насколько получается или не получается перепрофилировать свой вид деятельности, находить новые форматы работы. На вопросы отвечает Чингис Дашимолонов, основатель компании по переводу авто на газ и производству моторного масла для ГБО

Чем занимались компании до прихода пандемии?
До периода самоизоляции мы занимались двумя проектами: переводом автомобилей на газ и брендированием коммерческого автотранспорта: легковых и грузовых машин. Первый бизнес существует 4 года, второй — уже пять лет.
Чингис Дашимолонов
Как самоизоляция отразилась на бизнесе?
Компании не закрылись, но самоизоляция, конечно, сильно на нас повлияла. Мы попали под категорию «автосервисы» и продолжали работать, но новых клиентов практически не было. Упал спрос, оборот просел на 70%. В Москве ввели пропуска и люди не могли до нас доехать, в Петербурге клиенты были, но немного. Так что мы работали в усеченном режиме. Сейчас оборот восстановился, мы видим отложенный спрос: весной часть клиентов отложили перевод машины на газ и летом пришли к нам. Если сравнивать показатели с прошлым годом, могу сказать, что сейчас все не так плохо: обычно июль-август у нас проседают намного больше.
Расскажите о своем новом направлении бизнеса?
Это контрактное производство моторного масло для машин с ГБО, которые ездят на газу. Такое масло по химическому составу отличается от обычных моторных масел, обладает низкой зольностью и щёлочностью, поэтому помогает повысить износостойкость двигателя. Продажи стартовали в июле, сам проект был запущен более года назад, так что пандемия никак на нем не отразилась. Нам повезло, завод пошел нам на встречу и разрешил заказывать минимальные партии в 2-3 тонны.
Была ли свободная занятая тобой ниша?
На рынке такого продукта практически нет, есть отдельные серии масел разных фирм.
Объем рынка достаточно большой, официально в России порядка 2 млн авто на газу, незарегистрированных в 2-3 раза больше. Отдельного бренда для двигателей на газу на рынке нет, когда мы проводили маркетинговые исследования, мы поняли, что 90% водителей с такими авто не в курсе, что можно заливать такое масло, что он вообще есть. Наш задача - сформировать новый спрос на такое масло. Для этого потребуются большие вложения, осенью этого года планируем начать поиски стратегического инвестора, чтобы масштабироваться на рынок России и стран СНГ. Сейчас мы развиваем этот проект самостоятельно. Текущие вложения составили 4 млн рублей, общий объем инвестиций, которые нам понадобятся — 15 млн. Осенью мы планируем выйти в Армению, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. В этих странах большое количество авто на газу, мы видим в этом рынке большой потенциал.
Чингиз Дашимонолов
Какую поддержку вы получили от города?
Благодаря программе субсидирования, которое объявило государство весной 2020 года, очень много людей заинтересовалось переводом авто на газ. Это привело нам новых клиентов. В период самоизоляции мы интересовались программами поддержки малого бизнеса, но, к сожалению, наша сфера не попала в них. Так что мы ориентируемся только на себя.
Как бы вы коротко могли охарактеризовать все эти месяцы?
Это было время коммуникации и переосмысления многих вещей. Мы много общались с арендодателями, сотрудниками, поставщиками. Можно спрятаться, зарыть голову в песок, как страус, и ждать, можно было разговаривать. Мы выбрали второе. В итоге все арендодатели пошли нам на встречу, в Москве нам дали рассрочку платежа на три месяца. В Петербурге дали скидку в 50% до конца мая. Мы ни одного человека не уволили, хотя пришлось сократить зарплаты. Так что это был форс-мажор, который показал, что в случае необходимости все проблемы можно решить, главное уметь договариваться: аргументированно доносить свои мысли, цели и задачи.
Видео версию интервью можно посмотреть по ссылке.