Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин

Тираж по осени считают: стоит ли ждать осенних коллекций одежды

206
Маргарита Фещенко
3 сентября 2020, 21:21

Стоит ли ждать осенних коллекций одежды, произведённых в пандемию, вовремя и в прежнем объёме?

Тренды таковы: с одной стороны — развитие чат–ботов и фокус на онлайн–продажах, с другой — сокращение объёма производства и увеличение сроков изготовления одежды.

Туманное время

Несмотря на интерес аудитории к покупкам после карантина, мало кому из дизайнеров удалось без трудностей войти в новый сезон. Приходилось либо сокращать тиражи в осенних коллекциях, либо сдвигать сроки пошива.

"Пришлось перенести презентацию весенней демисезонной коллекции на осень. Получается, что планы были сдвинуты на полгода–год. К тому же ограничения сильно повлияли на тиражи: мы уменьшили объём производства примерно на 50%", — делятся статистикой Татьяна и Леонид Кушнирук, создатели Womenson.

О смещённых сроках говорят и представители бренда Mollis. "Из–за карантина все бизнес–процессы были замедлены. Сейчас осенняя коллекция опаздывает, вышла всего пара моделей, а должен быть заполнен уже весь торговый зал. Но в начале сентября появится вся коллекция", — рассказывает Ирина Устина, создательница бренда Mollis.

"Сроки создания осенней коллекции затянулись из–за задержек с поступлениями тканей от поставщиков", — называет ещё одну причину "отложенного" производства Юлия Галузина, создательница бренда Eminel.

Но даже если бренды успели пошить всё до осени, вероятнее всего, им было необходимо жертвовать другим — тиражами.

"Хотя нам пришлось перевести сотрудников на удалённый режим работы, на сроки это сильно не повлияло. А вот тираж мы уменьшили и добавили услугу made–to–order: в случае заказа вещи, которой не было в наличии, мы её оперативно отшивали в нужном размере", — рассказывает Ольга Гинзбург, создательница Ola Ola.

"И–за последствий пандемии нам пришлось делать коллекцию значительно меньше и сконцентрировать ресурсы на создании верхней одежды. Надеемся через месяц вернуть в ассортимент рубашки, а также дополнить коллекцию пижамами и другими лёгкими предметами гардероба", — делятся планами в петербургском бренде этичной одежды "Роса".

Но и тиражность вкупе со срочностью — не единственные проблемы в создании и реализации осенних коллекций. Одна из новейших трудностей — надежда аудитории на постоянные скидки и неготовность покупать одежду без красных ценников.

"Большинство покупателей стали ожидать акций, чего раньше в таком количестве не наблюдалось. Если в докоронавирусные времена показатель продаж скидочных позиций был примерно 10% от общего числа, то сейчас он доходит до 50%. Очевидно, что желания покупателей перестали совпадать с их возможностями", — говорят Татьяна и Леонид Кушнирук. Скидки, правда, теперь интересуют не только клиентов, но и самих дизайнеров. Так, например, нормальную для текстиля наценку 300–500% бренду TOKYO 1330 удалось сохранить благодаря тому, что производитель–поставщик после карантина снизил для него цены на продукцию.

В свою очередь, у самого бренда не было проблем с производством ни весной, ни летом, ни осенью из–за того, что сезонных коллекций в привычном понимании здесь нет. Зато есть ежемесячные релизы новинок — нетипичная история для российских локальных брендов в целом, но частая для тех, кто занимается "стритвиром" и мерчем.

"Обычно делаем от одного до трех релизов в месяц, но изначально работаем по системе предзаказов. Условно, если у нас заказали 20 футболок, мы сделаем 40 и половину отправим по предзаказам, а другую продадим по полной цене", — рассказывает Андрей Шуньята, создатель бренда TOKYO 1330 и магазина Samurai Shop.

Комфортная одежда, всеобщий переход в онлайн, новый виток размышлений об этичности в легкой промышленности, увеличение сроков и уменьшение объёмов производства — вот она, формула осенних коллекций после пандемии. Но уже сейчас участники рынка прогнозируют: если вторая волна коронавируса окажется лишь страшилкой, то создавать зимнюю коллекцию наконец можно будет в комфортном темпе и с планируемыми тиражами.

Сезон–лакмус

Осень 2020 года впитала в себя весенне–летние тренды. И речь здесь не о моде как таковой, а о тенденциях в работе брендов одежды и поведении потребителей. Многие из настроений, характерных для начала коронакризиса, добрались до осени и развиваются в новом сезоне (но в прежнем формате).

C марта в Петербурге появилось по крайней мере 19 instagram–брендов, которые позиционируют себя как "удобная одежда для дома и прогулок" и занимаются пошивом домашне–спортивных костюмов из хлопка. Еще восемь брендов с марта полностью переквалифицировались на создание подобных комплектов, а многие дизайнеры выпустили дополнительные коллекции с костюмами без ущерба для основной линейки.

"Мы разработали лекала и сделали такие костюмы сами. Судя по спросу и отзывам, мы на правильном пути. К осени отшиваем удлиненные тёплые худи", — рассказывает Ольга Настыч, создательница бренда MAURI, который до сих пор в основном специализировался на купальниках.

Другой вынужденный тренд — тотальный переход к онлайн–продажам, причем не только в интернет–магазинах. Так, в Samurai Shop освоили ещё совсем новое для локальных брендов направление — использование нейросетей под "капотом" чат–бота для страницы магазина "ВКонтакте". К осени бот обучился. Теперь он может оптимизировать процесс продаж и общения с клиентами. "Мы проделали путь от простого алгоритма до сложной системы с искусственным интеллектом. Это уменьшает время обработки заказа. “Человеко–часы” сильно сокращаются. Сбывается мечта: засыпаешь, просыпаешься, а бот сам принимает заказы. К тому же это влияет на имидж бренда", — рассказывает Никита Давидчук, создатель бота и Python–Middle разработчик.

Еще одна тенденция в работе модных брендов, перешедшая из весны в осень вслед за ориентацией на комфорт и диджитализацией, — всё большее внимание аудитории к этичным и экологичным брендам. Пандемия напугала людей, но тем самым повлияла на потребительское поведение и укрепила желание клиента "начинать с себя" и "помнить об осознанности".

Так, к осени рост спроса отмечают в бренде "Роса": "Уже сейчас мы произвели больше, чем прошлой осенью. Стараемся удовлетворить увеличивающийся спрос на экологичные и этичные товары".

Растущий по осени спрос отмечают и в бренде Ola Ola: здесь его связывают с выходом новой коллекции и желанием покупателей поскорее вернуться к "обычной жизни".

"Чувствуем, что спрос вернулся. В первую очередь, конечно, это показывает трафик в офлайн–магазинах и продажи: люди готовятся к осени. Конечно, можно в теории предположить, что возврат к продажам докарантинного уровня в данный момент — это отложенный спрос, сформировавшийся во время самоизоляции. Но мы надеемся, что это не так", — делится замечаниями и предположениями Ирина Устина,.