Арт-вивисекция и панковский постмодерн: выставка ушедшего поэта Игоря Межерицкого

Автор фото: vgribe.com
Проект "Мой Пушкин", Игорь Межерицкий

Поэт и комсомолец–романтик Михаил Кульчицкий писал, что самое страшное — это быть успокоенным.

Поэт и комсомолец–романтик Михаил Кульчицкий писал, что самое страшное — это быть успокоенным. Энтузиазм 1930–х остался в воспоминаниях о первых пятилетках, но среди художников и сегодня есть те, кто вдохновляется злобой дня. Вот только наши дни не знают мнимой надежды на грядущее благо. Сегодня современность требует от своих рыцарей сарказма и скепсиса.
Ушедший из жизни в июле этого года Игорь Межерицкий был одним из самых беспокойных и ехидных художников нашего времени. Он не считался ни с цензурой, ни с общепринятыми представлениями, ни с приличиями, установленными в мире изящного. В 1990–е, когда он начал заниматься живописью, переехав в Ленинград из Ростовской области, особые церемонии были не в почёте. Цинизм и брутальность витали в воздухе. Но и тогда Межерицкий выделялся даром съязвить так, что рассмеёшься не удержишься, да вот только иных ноги сами несли подальше от не знавшего ничего святого остряка.
Межерицкого любили или не любили коллеги по цеху, широкая публика не догадывалась о его существовании. Сейчас его причисляют к андеграунду. Почему бы нет? Он жил на свой лад, не ища в искусстве титулов и чинов, хотя знаменитости и герои его всегда занимали. На них он отводил душу. Поп–звезды, кинорежиссёры, ньюсмейкеры, политики были желанными гостями его сеансов арт–вивисекции. Межерицкий прославился коллажами из уличных афиш.
Он рисовал по постерам и комбинировал их фрагменты, издеваясь над незатейливыми грёзами, которыми бомбардирует обывателей реклама. По образованию режиссёр, с особенным цинизмом он потешался над сценическими искусствами и кино. Лучезарную улыбку звезд, непобедимую удаль героев, томность холёных див он обращал в злобный оскал, свинство и уродство. Мечтам, сошедшим с афиш, он придумывал дикие сиквелы.
Иной раз оригинал сильно выигрывал в постмодернистской панковской переработке. Правда, бывало, что от одного взгляда на неистовые лубки Межерицкого было не по себе. После смерти художника в Петербурге прошло две его выставки — в арт–центре "Борей" и галерее "Свиное рыло". Третья, наиболее репрезентативная, проходит сейчас в галерее "Люда".