Новые инструменты: крупный бизнес заинтересовался самозанятыми

Автор фото: Сергей Ермохин

Крупный бизнес создаёт всё больше сервисов для самозанятых. Но интереснее всего они онлайн–ретейлерам, которые уже разрешают открывать у себя интернет–магазины.

В августе 2020 года "Яндекс" запустил платформу и приложение "Яндекс.Про", где специалисты (физлица, ИП) могут находить подработку и вести учёт доходов. Сервис также упрощает регистрацию лица в качестве самозанятого, процесс уплаты налогов: синхронизация данных с приложением ФНС "Мой налог" позволяет перечислять платежи автоматически. Платформу уже используют водители такси, в ближайшее время подключатся и курьеры.
На рынке финтеха одни из первых решения для самозанятых предложили в группе QIWI. "При проведении платежа мы осуществляем проверку юридического статуса самозанятого и отправляем заказчику чек за его услуги, на основании которого он формирует свою финансовую отчётность", — говорит Андрей Протопопов, CEO платёжного сегмента группы QIWI. В планах компании — занять с такими решениями не менее 15% рынка.
Но интереснее всего самозанятые сейчас крупным онлайн–ретейлерам. Wildberries в сентябре 2019 года предоставил физлицам возможность подключаться к своей онлайн–платформе.
За год удалось привлечь более 3 тыс. человек. А недавно компания запустила приложение "WB партнеры", которое позволит управлять поставками, ценообразованием, продажами, отслеживать товарные остатки, взаимодействовать со службой поддержки онлайн–ретейлера, следить за электронной очередью приёмки в распределительных центрах, подавать отчётность в ФНС.
От тренда не отстаёт и AliExpress, предлагающий физлицам и ИП открывать на платформе свои интернет–магазины. "Поскольку в последнее время индивидуальные предприниматели всё чаще переходят в статус самозанятых, то и спрос на подобные решения будет только расти, — констатируют в пресс–службе онлайн–ретейлера. — По закону таким гражданам нельзя заниматься перепродажей товаров через маркетплейсы, но можно торговать продукцией собственного производства, что они и делают".
Проекты, ориентированные на самозанятых, есть и у сотовых операторов. Например, ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") предлагает инструменты для приёма и распределения звонков, обработки клиентских запросов по входящим вызовам.
Сейчас порядка 8% продаж таких сервисов по России приходится на физических лиц. МТС развивают платформу digital–сервисов "МТС Твой бизнес". Программные продукты используют предприниматели, малый бизнес, большинство решений подходит и для самозанятых. "Инструменты созданы на базе облачных технологий, анализа Big Data, AI и адаптированы для применения именно в микробизнесе. Они позволяют решать многие задачи — от организации работы с клиентами до составления юридических документов", — поясняют в МТС.
В "Мегафоне" тоже делают ставку на аналитические сервисы с Big Data — для поиска клиентов, увеличения охвата рекламы, формирования портрета аудитории.