Сотрудники МЧС во время тушения пожара в доме Басевича на Б.Пушкарской, 7.
Фото: Ермохин Сергей
Сотрудники МЧС во время тушения пожара в доме Басевича на Б.Пушкарской, 7.
Фото: Ермохин Сергей

"Ведётся целенаправленная кампания": споры вокруг дома Басевича накалились

619
Александр Лобановский
14 сентября 2020, 15:55

В преддверии общественного обсуждения реконструкции дома Басевича Театр Эйфмана впервые выступил с развёрнутым комментарием относительно скандального проекта. В нём заявили, что учреждению требуется общежитие для артистов, а фасад исторического здания будет сохранён.

Администрация СПб ГБУК "Академический театр балета Бориса Эйфмана" и СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" распространила заявление, посвящённое ситуации вокруг дома Басевича, в понедельник, 14 сентября. Против учреждений и их основателя Бориса Эйфмана "ведётся целенаправленная кампания", говорится в заявлении.

Здание на Большой Пушкарской, 7, требуется театру под общежитие для артистов, отмечают авторы письма. "Его появление даст возможность приглашать талантливых зарубежных и иногородних артистов и театральных деятелей", — заявляют в театре. В учреждении подчёркивают, что не занимаются коммерческой деятельностью и данный проект является социальным.

"На сегодняшний момент здание поражено ядовитой плесенью и по сути представляет собой руины. Государственной экспертизой установлено, что дом в его нынешнем виде сохранению не подлежит. Тем не менее принятый план реконструкции предусматривает не снос строения (как повсеместно заявляется градозащитниками), а сохранение 1–5-го этажей лицевого флигеля и воссоздание аварийных 6-го этажа и мансарды. Также будет восстановлена конфигурация дворовых корпусов, что позволит сберечь исторический облик комплекса", — говорится в заявлении.

Его авторы также рассказали о заслугах Бориса Эйфмана в деле сохранения архитектурного наследия Петербурга. Они утверждают, что благодаря ему была проведена реставрация особняка Ю.К. Добберт (Большая Пушкарская ул., 14) и склада бывшей канатной фабрики Гота (Петровский пр., 20, лит. Ж).

Наконец, упомянуто в заявлении и соседнее здание по адресу Большая Пушкарская ул., 9. В нём Академия Эйфмана намерена открыть интернат для воспитанников. Ранее там размещался детский сад, который переселили на Зверинскую ул., 28–30.

На вопрос dp.ru о том, что стало подовом для данного заявления, представитель театра и академии ответил: "Пришло время выразить нашу позицию, потому что до этого звучала только одна сторона".

Между тем на ближайшую среду, 16 сентября, в администрации Петроградского района запланировано общественное обсуждение проекта реконструкции дома Басевича. Районные власти заявили, что в нём примут участие критик проекта депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, представители академии и театра, а также органов власти.

"Академия уже получила такое количество имущества от города, что, на мой взгляд, могла бы немножко поумерить аппетит, — прокомментировал заявление театра Борис Вишневский. — Во всяком случае уж точно эти интересы не заслуживают сноса исторического здания, на котором они настаивают. Я считаю, что его можно сохранить практически целиком. И, во-вторых, я не понимаю, почему надо отказываться от первоначально определённого назначения этого здания под программу "Молодёжи — доступное жильё". Это что, менее острая проблема у нас в городе, чем создание общежития для Эйфмана? Я так не считаю".

Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов, ознакомившись с письмом, сказал, что оно заслуживает отдельного заявления, которое будет сделано в ближайшее время.

Дом Басевича 1912 года постройки был признан аварийным в 2009 году. Его расселили и в 2014 году передали под программу "Молодёжи — доступное жильё". На тот момент планировалось обойтись капитальным ремонтом дома.

В 2015 году балетмейстер Борис Эйфман обратился к губернатору Петербурга с просьбой передать здание под интернат для учащихся академии, расположенной по соседству, на ул. Лизы Чайкиной. В итоге было принято решение сделать в доме Басевича общежитие (также использовался термин "апартаменты"), а интернат — в соседнем. Проект оценили в 400 млн рублей. Проектирование финансировала Setl Group. Её же называли возможным подрядчиком работ.

Дом Басевича передали в оперативное управление Театру балета в 2019 году. В здании, которое неоднократно горело и до этого, продолжились пожары. Последний произошёл летом этого года.

В начале 2020 года ООО "Проектная культура" (бывшая мастерская главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева) представило проект реконструкции дома Басевича. Он предполагал снос здания с последующим воссозданием лицевого фасада и изменением планировки дворовых корпусов. Градозащитное сообщество развернуло кампанию против этого проекта. В итоге концепцию несколько раз изменяли. В последнем варианте дом предполагается частично сохранить, как это описано в заявлении Театра и Академии Эйфмана.