"Максидом" укрупняется: потянет ли ретейлер расширение за счёт Castorama

Автор фото: Сергей Ермохин

Как и предсказывал "ДП", "Максидом" купил у британской компании Kingfisher сеть магазинов товаров для строительства Castorama. Сумма сделки — 7,4 млрд рублей, 80% из которых "Максидом" выплачивает сразу, а остальные 20% — в течение 2 лет.

Сейчас сеть гипермаркетов Castorama — убыточный бизнес: за 2018–й и 2019–й компания получила убыток на российском рынке в 8 млн фунтов стерлингов. В этом году у непродовольственного ретейла в целом было немало проблем, и "Максидом" не исключение. В мае городской комитет по контролю за имуществом находил у компании значительные нарушения: в девяти торговых комплексах сети была "без ограничений реализована розничная торговля непродовольственными товарами не из числа товаров первой необходимости".
В данный момент на "Максидом" заведено уголовное дело, возбуждённое по ст. 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). В торговом зале сети на Дунайском проспекте на 3–летнюю девочку упал шкаф — это привело к серьёзным травмам. В апреле семья предъявила ретейлеру гражданский иск на 5 млн рублей.
Кроме того, по решению суда "Максидом" выплатил ещё одной пострадавшей покупательнице компенсацию в размере 138,7 тыс. рублей. На ногу женщине при посещении ею одного из гипермаркетов сети наехал погрузчик.
В июле обыски по делу о хищении 2,7 млрд рублей прошли в головном офисе банка "Объединённый капитал", более 50% которого принадлежит ООО "Максидом" и его владельцам.
На этом фоне возникает вопрос, не станет ли крупная сделка генератором новых проблем.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что выручка "Максидома" в 2019 году — 23,1 млрд рублей, сети Castorama — 26,4 млрд рублей, суммарно — 49,5 млрд рублей. "Получается, что в 2019 году объединённая компания стала бы третьей после “Леруа Мерлен” и “СТД Петрович”, обогнав “ОБИ”. Думаю, они потянут такое укрупнение, сделка финансируется за счёт собственных и заёмных средств в равных долях, соответственно, есть кредитная линия", — комментирует Синявская.
Она подчёркивает, что географически у двух сетей есть пересечения: Москва, Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород и Самара. При этом основная часть магазинов "Касторамы" находится в городах, где "Максидом" не представлен, что позволит ему расширить географию присутствия.
"У “Касторамы” были проблемы в последние годы, они заявляли об уходе с российского рынка в 2018–м, но сеть всё равно представляет собой привлекательный актив за счёт стандартных магазинов, построенных по международным стандартам DIY–ретейла. “Максидом” вёл переговоры с весны 2019–го, насколько я помню, после завершения сделки планировалось сохранить бренд “Касторама”, но поменять ассортиментную матрицу и стратегию развития сети, чтобы выйти на точку безубыточности через 2–3 года", — рассказывает она.