АК "Россия" выиграла судебный спор о создании имиджевого ролика

Автор фото: Сергей Коньков

Петербургский авиаперевозчик отстоял право оценивать креатив за свои деньги

Вначале февраля этого года АК "Россия" на сайте госзакупок разместила извещение о запросе предложений на разработку творческой концепции, съёмку и производство имиджевого видеоролика и его адаптацию под различные форматы с максимальной ценой контракта 3,7 млн рублей. Как следует из техзадания, концепт должен опираться на ассоциации и идеи, выражающиеся словами "Интрига. Вдохновение. Стиль". Идея должна быть яркой, запоминающейся и "порождать WOW–эффект". Предназначен ролик для аудитории instagram.
Было установлено четыре критерия оценки: цена договора, деловая репутация, опыт работы и творческая концепция имиджевого видеоролика. При этом максимальное количество баллов (50) участнику мог принести первый критерий, а творческий — только 25.
Елена Юферева, генеральный директор Brandson Branding Agency (TSN), отмечает, что даже зарубежные компании, имеющие филиалы в России, рассматривают instagram как объективно успешный канал коммуникации: "Основная привлекательность социальной сети как площадки в России обуславливается малым по сравнению с зарубежным полем присутствием брендов. Отечественная аудитория ещё не столкнулась с пресыщением информационного пространства социальной сети “для фоточек” рекламными баннерами, как с этим столкнулись американские и европейские пользователи". И, учитывая данный фактор, бренды, по её оценке, могут "запрыгнуть в вагон уходящего поезда", что особенно касается авиаперевозчиков. Среди наиболее популярных российских авиакомпаний только "Аэрофлот" имеет достаточное для серьёзного продвижения количество подписчиков (более 800 тысяч): можно сказать, что сегмент в социальных сетях представлен слабо — "наполнение" аккаунтов Utair, "России", "Победы" и Nordwind Airlines варьируется от 18 до 155 тысяч подписчиков. "Поле для брендов на российском рынке, а особенно в авиасегменте, непаханое", — резюмирует Елена Юферева.

Неоценимый креатив

Однако московское ООО "Снабженец", занимающееся производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, обжаловало условия конкурса в ФАС и УФАС Петербурга разом. Как следует из жалобы компании, она не согласна с одним из критериев — творческая концепция имиджевого видеоролика. По оценке заявителя, этот критерий заказчик добавил для ограничения количества участников, что нарушает антимонопольное законодательство.
Отметим, что, как показывает практика, заказчики периодически включают в техзадание творческие критерии. Такое характерно, как рассказал старший юрист антимонопольной практики юридической компании Eversheds Sutherland Александр Гаврилов, для закупок, связанных с позиционированием бренда или созданием имиджа компаний с государственным участием. Однако на практике антимонопольный орган и суды с осторожностью относятся к торгам, предполагающим креативное предложение в составе заявок. "Это неслучайно, поскольку многое отдается на откуп закупочной комиссии и её субъективной оценке. Такая ситуация потенциально создаёт риски, связанные с прозрачностью процедуры и обоснованностью итогового решения заказчика", — добавляет Александр Гаврилов.
В итоге 20 февраля петербургское УФАС признало жалобу обоснованной, сочтя, что порядок оценки по данному критерию не позволяет объективно рассмотреть предложения участников закупки. Поэтому антимонопольное ведомство фактически обязало перевозчика убрать из технической документации творческий критерий. В свою очередь "Россия" вообще отказалась от закупки, разместив об этом уведомление на сайте госзакупок. А в мае этого года перевозчик обжаловал решение УФАС в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти.

Суд за свободу творчества

На днях арбитраж вынес решение по этому делу, встав на сторону авиакомпании. "Поскольку создание имиджевого видеоролика имеет творческую составляющую, суд считает, что указанный в документации порядок оценки заявок по критерию “Творческая концепция имиджевого видеоролика” является единственным способом корректно оценить творческую концепцию данного критерия", — указала первая инстанция. Суд пришел к выводу, что решение УФАС вынесено с неправильным толкованием норм права, с нарушением действующего законодательства.
Ключевым аргументом, как пояснил Александр Гаврилов, позволившим АК "Россия" доказать допустимость включения творческого критерия в закупочные требования, стало наличие подробной методики оценки и начисления баллов по этому критерию. "Именно отсутствие такой методики обычно вменяется заказчикам при признании их нарушившими законодательство о закупках в аналогичных делах. Кроме того, заказчик справедливо указал, что при оценке заявок комиссия не ограничивалась требованиями к концепции видеоролика, а учитывала и другие положения заявки, таким образом, спорный критерий не являлся решающим", — считает Александр Гаврилов.
Следует отметить активную позицию АК "Россия" по защите собственной позиции: только с начала этого года авиаперевозчик предъявил около 20 различных исков, в том числе пять из них были к антимонопольному ведомству.