Загнанный контейнер: бизнес жалуется на переплаты в порту Петербурга

Автор фото: port-bronka.ru

Клиенты морского перегрузочного комплекса "Бронка", который входит в структуру Большого порта Санкт–Петербург, жалуются на переплаты из–за "лишних" операций с контейнерами. Этот вопрос поднимался на рабочей встрече, где присутствовали участники ВЭД, таможенники и руководство оператора порта — ООО "Феникс". При этом в Балтийской таможне наличие проблемы отрицают.

Проблема непредвиденных трат на перемещение контейнеров по территории морского многофункционального перегрузочного комплекса "Бронка" волнует участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не первый месяц. По словам осведомлённых игроков рынка, она вызвана недостаточно слаженным взаимодействием между оператором порта — ООО "Феникс", которое осуществляет перемещение грузов по территории комплекса, — и таможенными органами.
"Часто получается так, что экспедитор подаёт заявку оператору на отгрузку контейнера для отправки его в зону таможенного досмотра и “Феникс” подгоняет туда груз. Таможня в это время не успевает получить нужные электронные документы, поэтому груз просто возвращают обратно. Надо понимать, что за любую подобную операцию участнику ВЭД надо платить. Речь идёт о десятках тысяч рублей за один контейнер в зависимости от особенности груза", — поясняет "ДП" источник, знакомый с ситуацией.
"Фениксу", который получает доход от всевозможных операций с грузами, такой расклад с экономической точки зрения оказывается только на руку. Согласно прейскуранту на сайте Бронки, стоимость перемещения контейнера к месту проведения взвешивания или к инспекционно–досмотровому комплексу (зоне "просвечивания") и обратно составляет 6 тыс. рублей. При технических заминках и повторных перемещениях эта сумма кратно растёт.
Шесть тысяч рублей, которые участник ВЭД должен заплатить за перемещение груза на досмотр, — сумма небольшая. Но, когда речь идёт о сотнях и тысячах контейнеров, экономика выходит внушительная. По данным сайта Бронки, терминал может обработать до 500 тыс. контейнеров (TEU) в год. А проверяться в определённые периоды могут до 50% грузов.
В конечном счёте у участников ВЭД возникают претензии как к гоняющему вхолостую грузы "Фениксу", так и к местным таможенникам, которые якобы не могут вовремя принять контейнер.

Потребовались трёхсторонние консультации

16 сентября в Бронке прошла рабочая встреча, на которой присутствовали участники ВЭД, руководство ООО "Феникс" и представители таможенных органов. На повестке дня оказалась проблема переплат участниками ВЭД за услуги портового оператора.
Казалось бы, Балтийскую таможню, в ведении которой находится таможенный пост Бронка, сложившаяся ситуация устраивать не должна. И, по информации "ДП", претензии к "Фениксу" имели место. Но в публичном пространстве таможенные органы проблему обсуждать не готовы.
"В Балтийскую таможню жалобы от участников ВЭД, связанные с задержкой на этапе прохождения таможенного контроля, а также на деятельность на территории морского многофункционального перегрузочного комплекса “Бронка”, не поступали. Балтийская таможня не располагает информацией о наличии жалоб от участников ВЭД, направленных в Северо–Западное таможенное управление, по вышеуказанным вопросам", — ответил на запрос "ДП" начальник Балтийской таможни Сергей Сенько. Примечательно, что этот комментарий "ДП" получил спустя 5 дней после проведения рабочей встречи.
В пресс–службе "Бронка Групп" "ДП" сообщили, что для своевременного решения возникающих вопросов в ММПК "Бронка" регулярно проводятся рабочие встречи администрации порта с участниками ВЭД. "Одна из подобных встреч, в фокусе которой были вопросы повышения эффективности общей работы, действительно состоялась 16 сентября на территории порта между администрацией ММПК “Бронка” и Гильдией профессионалов ВЭД “Гермес”. Её итоговый протокол находится на согласовании всех участников встречи, а все процессы таможенного контроля, оформления и выпуска в ММПК “Бронка” проходят в штатном режиме", — добавили в пресс–службе.
Коллизию, которая долгое время обсуждалась лишь в кулуарах, обещали урегулировать. "По итогам встречи 16 сентября были найдены решения по устранению возможных задержек передачи информации и инструкций по грузам от таможенных органов, терминалов и участников ВЭД посредством синхронизации информационных систем. Во многом ситуация обусловлена тем, что таможенные органы и участники рынка пользуются чаще разными информационными программами, через которые происходит обмен данными. Поэтому и случаются задержки. Как только это будет устранено, действия по выставлению на досмотр будут также отлажены", — пояснила "ДП" президент Ассоциации импортёров плодоовощной продукции Ирина Капитанова, которая присутствовала на рабочей встрече.

Под присмотром

Эксперты в сфере ВЭД отмечают, что переплаты за перемещение грузов по территории порта и задержки в зоне таможенного контроля — распространённая практика. "Эта проблема обусловлена недостаточной организованностью процесса взаимодействия оператора морского порта и таможенного органа. От клиентов мы часто слышим, что при перемещении грузов возникают дополнительные, совсем не обязательные расходы, которые добавляются в конечную стоимость товара и приводят к задержке выпуска товара таможенными органами. Обусловлено это прежде всего самим технологическим процессом взаимодействия оператора морского порта и таможни. Участник ВЭД в данном случае становится своего рода заложником процедур и механизмов работы как оператора порта, так и таможни", — говорит управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский.
При этом, по словам специалистов, формально никаких нарушений закона в подобных случаях не происходит, речь чаще всего идёт о нежелательных или преднамеренных технических заминках. Другое дело, что такое положение дел может привести к расхождениям интересов оператора порта и таможни, для которой именно скорость обработки грузов является одним из критериев эффективности работы. Встанет ли этот вопрос ребром в случае Бронки — пока неясно. По словам источников "ДП", ещё со времён открытия порта в 2015 году "Феникс" сумел наладить с таможней плодотворное сотрудничество, поэтому на некоторые технические "мелочи" ведомство вполне может закрывать глаза.
Ещё в 2016 году по приказу бывшего главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова на территории новоиспечённой Бронки открыли Балтийский центр электронного декларирования (ЦЭД). Предполагалось, что именно ЦЭД будет осуществлять основной документооборот в удалённом формате для ускорения таможенных процессов (сейчас именно так и происходит). Тогдашним совладельцем и гендиректором "Феникса" был Дмитрий Михальченко (№ 273 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), который сейчас отбывает наказание за ряд преступлений, в том числе по делу о контрабанде элитного алкоголя.
Внезапное решение учредить в Бронке ЦЭД вызывало возмущение у конкурентов. Их не устраивала ситуация, при которой весь документооборот, пусть и электронный, сконцентрировался бы на площадке в Бронке, у которой появилась эксклюзивная возможность наладить более тесное и непосредственное (прямо на месте) взаимодействие с таможенными органами. Так или иначе, спустя 2 года новый начальник Северо–Западного таможенного управления генерал–лейтенант Александр Повод распорядился перенести ЦЭД на "нейтральную территорию" — сейчас он находится на Двинской улице в Петербурге.

Особое положение

Помимо якобы тёплых отношений с таможней специалисты отмечают ряд других конкурентных преимуществ Бронки. Во–первых, терминал располагается в Ломоносове, а не теснится в центре города, как другие структуры Большого порта. Бронка также является единственным глубоководным терминалом в Большом порту. Впечатляет и инфраструктура комплекса — таможенный склад открытого типа площадью 8272 м2, контейнерный терминал с площадками для хранения опасных грузов и терминал накатных и генеральных грузов. До 2025 года у Бронки также появится транспортно–логистический комплекс, который будет строиться на собственные средства холдинга "Бронка Групп".
На первых этапах в проект вложили 58 млрд рублей, из которых 15,7 млрд было выделено из федерального бюджета. Изначально планировалось, что срок окупаемости Бронки составит 10 лет. По данным платформы "Контур.Фокус", последние 4 года ООО "Феникс" отработало с убытком. В 2019 году чистый убыток составил 298 млн рублей при выручке 3,5 млрд. Среди конечных бенефициаров "Феникса" — Николай Негодов (№ 62 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), Людмила Мурова (№ 66 в Рейтинге), Наталья Негодова, Никита Муров.
По словам Ирины Капитановой, Бронке пока не удалось занять лидирующие позиции. "У Бронки серьёзные территориальные преимущества, но, к сожалению, использовать в полном объёме их не удаётся ввиду ограничения судозаходов контейнерных линий, работающих с терминалом. Это отчасти связано с тем, что крупнейшие морские перевозчики являются совладельцами главных конкурентов Бронки. Это терминалы ГК Global Ports и ЗАО “Контейнерный терминал Санкт–Петербург”", — пояснила эксперт.
Любой порт, участвующий в реализации внешнеэкономической деятельности, – это сложный организм, в работе которого задействовано большое количество сторон, от портовой администрации и таможенных органов до стивидорных компаний и грузополучателей. Чтобы своевременно решать возникающие вопросы, в ММПК «Бронка», как и в других портах СЗФО, регулярно проводятся рабочие встречи администрации порта с участниками ВЭД. Одна из подобных встреч, в фокусе которой были вопросы повышения эффективности общей работы, действительно состоялась 16 сентября на территории порта между администрацией ММПК «Бронка» и Гильдией профессионалов ВЭД «Гермес». В настоящее время ее итоговый протокол находится на согласовании всех участников встречи, а все процессы таможенного контроля, оформления и выпуска в ММПК «Бронка» проходят в штатном режиме. Особо отметим, что для ММПК «Бронка» поддержка участников российской внешнеэкономической деятельности является стратегическим приоритетом. Так, в апреле 2020 года, в самый разгар вызванных COVID-19 ограничений, порт оказал значительную поддержку участникам ВЭД, предоставив дополнительные площади для размещения грузов. Это позволило увеличить срок технологического накопления без дополнительной финансовой нагрузки на грузовладельцев для экспортных грузов до 60 суток, а для импортных – до 30 суток. Данная мера минимизировала издержки всех участников логистических цепочек и будет распространяться на все грузы, которые будут поступать в порт «Бронка» до конца 2020 года.
Пресс–Служба Компании
"Бронка Групп"
Являются ли те или иные операции с грузом необязательными, зависит от того, под каким углом посмотреть. Для участника ВЭД зачастую они лишь кажутся необязательными, а по факту являются частью рабочего процесса. Хотя есть проблема дополнительного хранения, когда порт не справляется и участник ВЭД теряет деньги. Простои возникают ввиду сезонной загруженности порта либо нехватки транспорта для вывоза грузов после таможенного оформления. Нельзя исключать и человеческий фактор. Самый быстрый путь к оптимизации расходов в порту — это идеальные документы на груз и выполненные финансовые обязательства перед логистами. Если нет объективно перегруженного порта, то необязательных манипуляций с контейнерами не бывает. Это либо регламент обработки груза, либо дополнительные процедуры, назначенные таможней, в том числе связанные с обнаруженными ошибками или неточностями в документах. При этом с введением электронного документооборота стало гораздо быстрее и удобнее проходить таможню. Пока есть и минусы, например когда система "виснет" или внезапно меняется режим работы в выходные дни. Если иные проблемы носят систематический характер, то необходимо понять, на каком участке возник сбой, касается это таможни, порта или участка их внутреннего взаимодействия, в том числе программного. После этого можно и нужно выходить на диалог с таможней или портом.
Ирина Заседатель
Таможенный представитель, СЕО "Камертон", член президиума Ассоциации экспортёров и импортёров
Минимизировать задержки и расходы при растаможке возможно, если подготовиться заранее. Если вы ввозите груз, купленный с огромной скидкой, будьте готовы доказать этот факт договором с прописанным дисконтом. Если цена товара гораздо выше среднерыночной, объясните причину затрат, иначе инспектор может заподозрить, что выводится из страны валюта. Если вы везёте что–то хрупкое, может получиться разница в весе груза нетто и брутто из–за обилия упаковки. Тогда наверняка инспектор назначит досмотр, чтобы проверить, нет ли попытки провезти что–то контрабандно.
Жанна Лучко
генеральный директор таможенного брокера Meridian
В Бронке собиралось профессиональное отраслевое сообщество. Бизнес рассказал о том, как можно сделать лучше. Если другая сторона идёт навстречу (а она идёт, это видно), значит, результаты будут. Среди участников ВЭД, таможни и порта искать правых и виноватых — дело безнадёжное. Каждый будет отстаивать свою точку зрения. Среди трёх позиций надо найти решение, которое устроит всех. Участники встречи попросили предоставить возможность брать всю информацию из одного источника, на что в Бронке сказали: "Да, конечно, сделаем, и достаточно быстро".
Константин Лаар
руководитель гильдии профессионалов ВЭД "Гермес"