ЕС и Британия: бизнес готовится к обвалу

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

У Брюсселя и Лондона практически не осталось времени договориться о правилах торговли после завершения переходного периода. Бизнес, тем временем, уже готовится к самому худшему сценарию.

После формального выхода Британии из ЕС старые правила действуют до 1 января 2021 года, а дипломаты обеих сторон полушёпотом признают, что возможность успеха в переговорах призрачная.

Надежд договориться почти нет

Несмотря на то, что дипломаты и чиновники Великобритании и ЕС продолжают повторять, что интенсивные переговоры о будущих торговых отношениях разводящихся сторон в самом разгаре, похоже, что надежды на хэппи-энд растворяются не только среди предпринимателей, но уже и в дипломатических кругах. И хотя надежды ещё не похоронены, но даже оптимистический сценарий не выглядит идеальным – если договориться и удастся, то только об очень узком круге вопросов, на полноценное и всестороннее соглашение уже нет времени чисто физически.
И пример тому – последнее заседание Европейского совета, где вопрос Brexit даже не стоял среди главных тем повестки, а обсуждение ограничилось коротким обзором хода переговоров. Как пишет Politico, такой подход как ничто лучше демонстрирует настроения среди лидеров ЕС.
"По поводу атмосферы в Европейском совете всё хорошо – мы в этом вопросе едины и нет никаких сомнений. Но всё более очевидно, что достигнуть договорённости с Великобританией будет чрезвычайно сложно. Нам не кажется, что та сторона готова к серьёзным переговорам и достаточно гибкая", - сказал изданию на условиях анонимности один из высокопоставленных дипломатов Евросоюза, знакомый с ситуацией вокруг процесса Brexit.
По его словам, "у некоторых глав ЕС усиливается убеждение, что выход Великобритании из переходного периода без всякого соглашения это меньшее зло, нежели поспешно принятые решения".
Правда, канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая сейчас председательствует в ЕС, остаётся менее драматичной в оценках. По её словам уже достигнутые договорённости Великобритании с Норвегией о рыболовстве означают, что официальный Лондон "на пути конструктивных переговоров с соседями".

Главные вопросы

Тем временем глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен оптимизма не излучает: по её словам по основным самым сложным вопросам компромисс не найден. Особенно в сфере единых конкурентных условий между британскими компаниями и бизнесом ЕС. ЕС требует чётких правил для защиты своего бизнеса. Один из главных вопросов – рыболовные квоты для ЕС в водах Великобритании.
Как пишет Bloomberg, Евросоюз также требует, чтобы британцы приняли на себя обязательства в субсидиях собственного бизнеса и чётко прописали принципы таких субсидий, чтобы на случай разногласий существовал понятный механизм по их решению. "Мы хотим добиться соглашения поскольку считаем, что лучше, чтобы с соседями оно было", – говорит Урсула фон дер Ляйен. При этом она подчеркнула, что ЕС не пойдёт на договорённости любой ценой.
Ситуацию ухудшает и то, что ЕС уже инициировал правовую процедуру против Великобритании за проект закона о внутреннем рынке, который противоречит ранее взятым обязательствам Лондона при подписании договора о Brexit. Этот шаг Брюсселя, который в Еврокомиссии называют неизбежным, ещё больше охладил отношения сторон.

"Худой мир хуже войны"

Источники Politico утверждают, что завершение переходного периода Великобритании и выход без торгового соглашения, что автоматически введёт между странами правила ВТО, – это гораздо лучше, чем идти на поводу у Лондона и принять невыгодные для ЕС условия. Хотя ещё летом обе стороны утверждали, что доведение ситуации до правил ВТО – чуть ли не самый негативный сценарий.
"Плохое соглашение будет означать, что мы так и не смогли обеспечить единых правил конкуренции, а это уже угрожает нашей экономике", – якобы сказала Урсула фон дер Ляйен во время заседания Европейского совета. Её цитату Politico передал неназванный источник.
Будущий четверг, 15 октября, называется последней датой, когда обе стороны ещё могут успеть договориться о соглашении, чтобы оно было ратифицировано до конца года. Европейский совет как раз соберётся в этот же день, так что технически все лидеры смогу одобрить договорённости.

Британия хочет нулевых тарифов

Если за эти дни прорыва не произойдёт, то ЕС, по словам источников европейских СМИ, признает неудачу. Премьер Великобритании Борис Джонсон в интервью BBC утверждал, что всё ещё надеется договориться с Брюсселем. При этом он же демонстрирует уверенность, что в противном случае трагедии не произойдёт и Великобритания "сможет жить и без договора" и даже "процветать".
"Всё, что мы просим от наших друзей и партнёров – предоставить нам такие же торговые возможности, какие были предложены Канаде, которая гораздо дальше. Мы очень близко находимся к нашим друзьям и партнёрам. Мы были в ЕС 45 лет. Поэтому я совершенно не понимаю, почему мы не можем получить таких же условий", – возмущался Б. Джонсон.
Хозяин офиса на Даунинг-стрит явно лукавит. Евросоюз и Канада договорились о торговых отношениях в 2017 году, когда большинство тарифов действительно были упразднены, а квоты для канадского импорта значительно выросли. Но это всё равно не нулевые тарифы, чего пытается добиться Лондон. Кроме того канадская продукция по-прежнему подвергается тщательным таможенным проверкам на предмет стандартов качества в ЕС.
На этом фоне американский инвестиционный банк Goldman Sachs в начале октября сделал прогноз, что договорённости между ЕС и Великобританией всё же будут достигнуты, но это произойдёт в начале ноября. При этом на требования Лондона по тарифам Брюссель пойдёт только в отношении узкой категории товаров. Впрочем, как пишет Deutsche Welle, эксперты из США это прописали только, как самое ожидаемое развитие событий, добавив, что завершение года без торгового соглашения также вполне вероятно.

Бизнес готовится к обвалу

А пока политики спорят, европейский бизнес уже готовится к работе с Великобританией по самому плохому для сторон сценарию. Как немецкий BMW, датский молочный гигант Arla Foods, так и малый и средний бизнес ЕС просчитывает возможности работы с Великобританией при появлении тарифов и всех таможенных процедур.
Возможность договориться в последнюю минуту, говорят представители самых разных компаний ЕС, слишком рискованно, чтобы просто положиться на судьбу и ждать ничего не делая.
Например, BMW, который также производит Mini и Rolls Royce, уже заранее поставил на завод в Оксфорде большую партию деталей. Прямо в эти дни на завод прибывает по 120 грузовиков в сутки с комплектующими из 400 европейских компаний.
К негативному сценарию готовится и авиапроизводитель Airbus, который также на комплектующие дополнительно уже потратил порядка 10 млн евро. Тем временем французская финансовая компания Paribas, не дожидаясь окончания переговоров, решила покинуть Лондон и переезжает в Европу.
Британские банки Lloyds и Barclays, как пишет Bloomberg, оповестили своих клиентов о том, что их банковские счета в ЕС, если соглашение не будет достигнуто, после 31 декабря будут заблокированы.
Но больше всего в ЕС отсутствие договора о торговле на себе почувствует ФРГ, которая экспортировала в Великобританию в 2019 году товаров на общую сумму в 85 млрд евро, а на экспорт в Британию в Германии трудится порядка 460 тыс. человек.
В целом только автомобильный сектор ЕС при отсутствии соглашения, до 2025 года потеряет 110 млрд евро. Это круче пандемии COVID-19, которая в этом году принесла отрасли 100 млрд евро убытков.
Ещё большие потери почувствует на себе сама Великобритания, которая переживает кризис, вызванный коронавирусом, едва ли не хуже всех в Европе. Во втором квартале ВВП страны рухнул на 20,4%. Хуже только в Испании.