"Свой такой TikTok": проблемы российских сервисов-клонов

Автор фото: ТАСС

Минпросвещения совместно с интернет–холдингом Mail.Ru разрабатывает аналог социальной сети TikTok

Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов. Любопытно, что у Mail.Ru уже есть клон TikTok: летом 2020–го соцсеть "Вконтакте", подконтрольная холдингу, запустила сервис обмена короткими видео "Клипы". Впрочем, нет никаких оснований считать, что Минпросвещения в результате сотрудничества с Mail.Ru не создаст копию "Клипов" — то есть клон клона.
"Мы делаем свой такой TikTok для школьников, делаем свою социальную сеть для школьников", — рассказал министр. По его словам, "там будет образовательный контент, развивающий, интересный. И там не будет негативной информации, потому что зачастую негативная информация, которая есть в интернете, достаточно плохо влияет".
"Свой TikTok" уже есть у таких интернет–гигантов, как Google (сервис Tangi), YouTube (Shorts), Instagram (Reels) и др. Ни один из них так и "не выстрелил" — не смог составить достойную конкуренцию оригинальному сервису. Пока Mail.Ru запускали клон TikTok’а (СМИ сообщили о разработке этого сервиса ещё в начале 2019 года), Facebook успел не только реализовать аналогичный проект (Lasso), но и закрыть его ввиду бесперспективности.
Ранее Mail.Ru неоднократно клонировал разные успешные сервисы. Так, интернет–холдинг выпустил аналог видеостриминга Twitch — Looch.tv, аналог мессенджера Telegram — сервис TamTam, "российский Instagram" — Snapster, копию платформы микроблогов Twitter — Futubra, а также проект "Пульс", схожий с лентой новостей "Яндекс.Дзен". Ныне все эти проекты либо забыты, либо закрыты.
Российские чиновники — тоже большие любители клонирования топовых сервисов. Только, в отличие от Mail.Ru, государственные мужи предпочитают клонировать ИТ–продукты за государственный же счёт; у них это называется импортозамещением. Среди наиболее ярких проектов ИТ–импортозамещения — поисковая система "Спутник" и российский аналог "Википедии". Как резонно заметил один из думцев, "все они провалились, и никто потраченных государственных средств не вернул".
Кстати, у оригинального TikTok на российском рынке (и не только тут) тоже не всё гладко — несмотря на базу пользователей в 20 млн. На отечественном рынке интернет–рекламы уже сформировалась своя "Большая тройка": "Яндекс", Google, Mail. Ru. Тандему Facebook — Instagram потребовалось 5 лет, чтобы стать четвёртым игроком.
Сможет ли TikTok приблизиться к ним — учитывая замедление динамики рекламного рынка и ужесточившиеся правила сбора пользовательских данных?
В любом случае клон TikTok от Минпросвещения и Mail.Ru ждёт непростая судьба.