Большой налоговый брат: ФНС доначислит налоги после проверки IP–адресов

Автор фото: Архив ДП

Анализ IP–адресов компьютеров, с которых компании отправляют отчётность, позволяет ФНС доначислять налоги за вызвавшие подозрение сделки.

Доходы городского бюджета из–за коронавируса сократились, и, чтобы компенсировать потери, власти должны усилить налоговое администрирование.
"Это значит, что количество налоговых проверок увеличится, поскольку, как показывает практика, именно они являются наиболее эффективным инструментом пополнения бюджета. Реальный сектор экономики уже ощутил на себе усиление налогового контроля и решимость налоговых органов максимально пополнить бюджет и залатать дыры", — отмечает Оксана Афанасьева, партнёр, руководитель налоговой практики юркомпании GRATA International St. Petersburg.
Сегодня ФНС находится в общем тренде на цифровизацию деятельности, что позволяет ведомству обнаруживать тонкие места бизнеса и вглядываться в них повнимательнее. "Основным электронным инструментом фискалов является информационная система АИС “Налог–3”. Она позволяет отслеживать финансово–хозяйственные операции налогоплательщика, такие как бухгалтерские отчёты, движение средств на банковских счетах, счета–фактуры цепочки контрагентов, налоговые декларации и массу другой информации", — поясняет Александр Гуканов, управляющий партнёр юридической компании "Промбизнесконсалтинг". По его оценке, полученные налоговиками сведения позволяют осуществить предварительный анализ деятельности компании, выявить её контрагентов, увидеть признаки ухода от уплаты НДС, обналичивания денежных средств и т. д.
Налоговые органы стали использовать в своём анализе данные об IP–адресах, с которых налогоплательщики производят электронный обмен документами с ФНС и переводят деньги в рамках программы "банк — клиент", а также о фактическом местоположении компьютеров, которым такие адреса принадлежат.
При этом проводится сопоставление не только адресов проверяемого налогоплательщика, но и его контрагентов, и если адреса совпадают, то данное обстоятельство является однозначным поводом для признания отношений между такими контрагентами формальными. Такие выводы влекут за собой доначисление налогов по всем сделкам, совершённым между этими юрлицами, и штрафных санкций. Одновременно такие компании могут быть признаны взаимозависимыми, а цель их работы будет расценена ФНС как необоснованное получение налоговой выгоды.
"Благодаря внедрению новых технологий в системе налогового администрирования разница между ожидаемыми и реальными поступлениями НДС в бюджет сократилась до минимума. Ранее реальные поступления в бюджет от НДС были на 20% меньше ожидаемой суммы", — отмечает Дарья Кунщикова, юрист юридической фирмы INTELLECT. К примеру, крупнейшему на Северо–Западе производителю лабораторной мебели при проведении проверки ФНС доначислила налогов, сборов и штрафов на 13 млн рублей. Налоговики заподозрили компанию в фиктивности сделок с контрагентами.
Однако, как рассказала "ДП" Оксана Афанасьева, грамотная организация бизнеса позволила снизить претензии ФНС в 3 раза. Компания изначально распределила работу с поставщиками сырья и упаковочных материалов между своими сотрудниками, где каждый отвечал за свой сектор. Аналогичным образом был организован документооборот. Ещё на этапе подготовки возражений в ответ на претензии ФНС компания собрала объяснения персонала, провела расчёт нормативного расхода упаковки и количества выпущенной продукции, проанализировала акты брака, составила аналитические таблицы, которые наглядно показали, сколько закуплено материалов и сколько ушло в производство. Были получены объяснения от покупателей продукции, подтвердивших факт упаковки изделий, утилизацию упаковки, комплектность изделий. Всё это, резюмирует Оксана Афанасьева, позволило доказать реальность и экономическую целесообразность совершённых сделок.
Более того, обращает внимание эксперт, использование стандартных сервисов по отслеживанию IP– и почтовых адресов и документирование этой информации позволило компании опровергнуть выводы фискального ведомства о взаимозависимости налогоплательщика и её контрагента.
Впрочем, наполнять деньгами бюджет можно разными способами. "На наш взгляд, велика вероятность, что контролирующие органы станут внимательнее относиться к выплате серых зарплат. Власти Петербурга оценивают численность горожан, вовлечённых в теневую экономику, на начало этого года в 900 тысяч человек", — прогнозируют в юркомпании GRATA International St. Petersburg.