Опыт амперсанда: выставка Виталия Пушницкого в Галерее Марины Гисич

Автор фото: gisich.com
Новый проект Виталия Пушницкого "Амперсанд" — о непрерывности живописи. В его названии — слово "и". Амперсанд всем прекрасно известен, только мало кто знает его по имени. Это знак & — логограмма, сложенная из слияния двух латинских букв "e" и "t", которые образуют союз "et" (по–русски "и").
Амперсанд — русская транскрипция английской фразы "and per se and" (что означает "и" в качестве буквы "и"), которую в своё время знал любой, кто зубрил английскую азбуку. Когда–то он был последней буквой английского и американского алфавита, но 100 лет назад был изъят.
О связности, о длительности, которые не осознаются нами, но лежат в основе логики, суждений и повествований, Виталий Пушницкий размышляет в своих новых работах. Визуальное повествование разворачивается как органический орнамент, вырастающий на поверхности холста поверх красочного слоя.
Масло — не материал, с помощью которого создаётся живопись, но связующее начало, сцепляющее загрунтованный холст и вырезанные из холстины ленты, сплетающиеся в сложный растительный узор.
На больших картинах, подытоживающих проект, их хитросплетение заполняет собой всю поверхность изображения. Живопись здесь не рассказывает те или иные сюжеты с помощью красок, но создаётся холстом на холсте. Масло лишь дополняет и усиливает этот рассказ, слагающийся как коллаж в эффектный рельеф.
Картины Виталия Пушницкого — это и плоскостная иллюзия трёхмерного изображения, и скульптура, и изобретённая художником визуальная комбинаторика. Такие эксперименты удавались ему и раньше.
Он выжигал пейзажи лазером на авторской бумаге, проецировал видео на живопись, комбинировал триптих из нескольких картин разного формата, развешивая их в порядке, заданном тем или иным выставочным пространством… Новый проект ещё интереснее прежних, поскольку в нём разворачивается размышление о творчестве как органическом опыте.
Растительные метафоры — не только часть образной системы, но и созидательный элемент. Творческий процесс понимается как произрастание холста на холсте при деятельном участии красок. Метаморфозы художественного роста и обеспечивают непрерывность живописи.