Успех на агонизирующем рынке: петербургские авто снова нарасхват

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Российские продажи новых легковых автомобилей петербургской сборки растут третий месяц подряд.

В сентябре автодилеры реализовали 32,7 тыс. машин, выпущенных на заводах Hyundai, Nissan и Toyota в Санкт–Петербурге. Это на 9% больше, чем за тот же месяц 2019 года. Об этом "ДП" сообщили в аналитическом агентстве "Auto–Dealer СПб".
В августе в России было продано 28,45 тыс. новых автомобилей петербургской сборки (+4% к августу 2019–го), в июле — 28,7 тыс. (+8%). "В целом по итогам III квартала рост составил 7%", — отмечают в агентстве.

Почти все попали в top

Однако остановка производств в ходе ограничений, связанных с распространением коронавируса, и снижающийся спрос по–прежнему не позволяют рынку восстановиться. По итогам января–сентября 2020–го российские автодилеры реализовали 222,2 тыс. автомобилей петербургской сборки, что на 11% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года.
По подсчётам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), семь из восьми "петербургских" автомобилей входят в top–25 самых популярных легковых машин страны.
За период с января по сентябрь рост продаж продемонстрировали только две из них — Toyota RAV4 (на 4,8 тыс., до 26 тыс. штук) и Hyundai Creta (+129 штук, до 52 тыс.). Остальные показали снижение. Это Kia Rio (на 10,7 тыс., до 58,7 тыс. автомобилей), Hyundai Solaris (на 12,4 тыс., до 32,9 тыс.), Toyota Camry (на 5 тыс., до 19,9 тыс.), Nissan Qashqai (на 1,9 тыс., до 16,3 тыс.) и Nissan X–Trail (на 1,4 тыс., до 14,2 тыс.).
Внедорожник Nissan Murano в этот рейтинг не включён, однако, по данным "Auto–Dealer СПб", его продажи за 9 месяцев текущего года также снизились, на 360 штук, до 2,1 тыс. автомобилей.
В целом, по оценке АЕБ, на данный момент Hyundai занимает долю российского рынка 10,4%, Toyota — 6%, Nissan — 3,7%.
Общероссийские продажи продемонстрировали примерно такую же динамику. Сентябрь ознаменовался ростом уровня продаж на 3,4% к аналогичному месяцу прошлого года, до 154,4 тыс. автомобилей. Но по итогам трёх кварталов они снизились на 13,9%, до 1,09 млн.
"Помимо отложенного спроса и слабеющего рубля снижение туристической активности и меры государственной поддержки привели к тому, что уже второй месяц подряд в этом году российский рынок демонстрирует рост. Падение в годовом выражении оказалось менее значительным и составило 13,9%", — говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Подогревая интерес

Этой весной многие модели, собираемые в Петербурге, были обновлены. В октябре российские дилеры Toyota начали приём заказов на новую версию кроссовера RAV4, основанную на версии "комфорт".
В свою очередь, японский автоконцерн Nissan объявил о старте продаж обновлённого кроссовера Qashqai. Автомобиль получил новые функции и опции, а также вариант комбинированной отделки сидений. Новый интерфейс получил и внедорожник X–Trail.
Корейский Hyundai начал сборку обновлённого седана KIA Rio, запустил спецсерию Hyundai Solaris в честь 10–летнего юбилея завода в Петербурге, а позднее сообщил о лимитированном выпуске спецверсии кроссовера Creta.

Прогноз стал более обнадёживающим

Этой осенью АЕБ второй раз за год пересмотрела прогноз продаж новых легковых автомобилей в России, изменив его на более позитивный — снижение на 13,5%, до 1,55 млн штук, по сравнению с 2019 годом. Аналитики надеются на относительную стабильность в IV квартале и отсутствие серьёзных ограничений деловой активности, несмотря на вторую волну распространения коронавируса.
В январе, то есть ещё до пандемии, АЕБ допускала падение российского авторынка на 2,1%, до 1,72 млн автомобилей. В июле, после снятия многочисленных весенних противоэпидемических ограничений, в ассоциации прогнозировали падение на 23,9%, до 1,3 млн.
Похожего мнения придерживаются в маркетинговом агентстве Russian Automotive Market Research (RAMR), которое недавно обновило прогноз рынка легковых автомобилей на 2020–2025 годы. По базовому сценарию в текущем году продажи новых легковых автомобилей в России сократятся на 13,3%. "Это обусловлено спадом в экономике из–за введения карантинных мер по COVID–19, ростом цен на новые автомобили, связанным с существенным ослаблением рубля, нехваткой популярных моделей", — отмечают в агентстве. Особо там выделяют такой фактор, как рост цен, последовавший вслед за очередным снижением курса рубля в конце лета. В сентябре 2020–го средние цены на новые легковые автомобили увеличились на 11,3% к сентябрю 2019–го, подсчитали в агентстве.
В 2021–м аналитики RAMR ожидают роста объёмов продаж на уровне от 4,4 до 6,9%. Они предполагают, что к этому времени частные и корпоративные потребители частично адаптируются к возросшим ценам на новые легковые автомобили и возобновят обновление автопарков. "Кроме того, стимулировать рост продаж могут положительная динамика ряда макроэкономических показателей и продление мер государственной поддержки автомобильного рынка", — полагают в RAMR.

Не рухнули только Mercedes и Haval

В аналитической компании "АСМ–Холдинг" придерживаются более пессимистичного прогноза, правда, в отношении производства, а не продаж. По предварительным оценкам её экспертов, выпуск легковых автомобилей по итогам 2020 года может снизиться на 19,8% и составить 1,2 млн штук. По данным компании, в январе–августе производство легковых машин в России снизилось на 29,8%, до 708,3 тыс. штук. В том числе выпуск отечественных марок за этот период сократился на 29,6%, до 191,3 тыс. штук.
Производство автомобилей снизилось на всех предприятиях России, кроме "Мерседес–Бенц Мануфэкчуринг Рус" в Подмосковье и "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус" в Тульской области, отмечают в компании.