Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Как воспользоваться пандемией и "взлететь": петербургский бизнес в кризис

7220
dp.ru
18 октября 2020, 18:08

"Деловой Петербург" продолжает цикл интервью "Петербургский бизнес побеждает кризис" с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. На вопросы отвечает Сергей Алмазов, основатель производства бактерицидных ультрафиолетовых рециркуляторов воздуха. Проект "Петербургский бизнес побеждает кризис" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Расскажите, пожалуйста, чем компания занималась до пандемии?

— Компания уже более 10 лет оказывает комплекс услуг в сфере логистики и таможенного оформления.

Мы занимаемся управлением цепями импортных и экспортных поставок, плотно работаем с Азией, в особенности с Китаем. За это время мы доставили около 3000 партий грузов из 80 стран мира.

Сергей Алмазов

Как вирус и самоизоляция повлияли на ваш бизнес?

— Пандемия, конечно, отразилась на бизнесе. В конце января 2020 года мы поняли, что это надолго и всерьез. Первым, как все помнят, попал под карантин Китай. К сожалению, после окончания китайского “Нового года” мы не смогли начать работу. Это было уже в начале февраля, так что нас вся история с карантином застала раньше, чем многих. Тот момент, когда Европа, Америка и Россия еще не подозревали, что нас ждет, мы уже понимали, что грузопоток будет нарушен, цепи поставок будут разорваны, некоторые предприятия закроются и, скорее всего, уже не откроются вновь. Это стало отправной точкой изменений для нашего бизнеса. Мы задумались о том, как диверсифицировать нашу деятельность и минимизировать потери. Пандемия заставила нас открыть новое направление работы.

Расскажите, пожалуйста, про ваш новый бизнес?

— В связи с текущей ситуацией на рынке нам пришлось переориентироваться и изменить род деятельности. Мы перешли от предоставления услуг к поставке товаров. Идею для нового направления нам подсказали наши же клиенты. С начала марта они начали обращаться к нам с желанием приобрести средства индивидуальной защиты, прежде всего маски. Это легко объяснить: Китай является лидером по их производству, а в тот момент местные заводы уже смогли нарастить объемы выпуска средств защиты. Помимо масок клиентам требовались антисептики и одноразовые перчатки. Мы закупали маски, перчатки и термометры на китайских заводах и доставляли их в Россию. Для некоторых клиентов мы поставляли сырье, чтобы они могли производить некоторые средства индивидуальной защиты уже здесь. В частности, мы, например, привозили тару для производства антисептиков.

Как быстро вы смогли перестроиться?

— Уже к концу марта у нас было оформлено отдельное торговое направление и юрлицо, а в апреля мы стали задумываться о собственном производстве. Если помните, в начале мая были прогнозы, что пандемия скоро закончится. Однако ситуация развивалась иначе. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке в текущий момент, мы начали прорабатывать варианты товаров из каталога СИЗов. Провели несколько маркетинговых исследований, разработали прототипы, оформили сертификаты. В результате в июне мы запустили производство бактерицидных рециркуляторов воздуха под своей торговой маркой. Это приборы для обеззараживания воздуха с помощью ультрафиолетового излучения. Лампы находятся в закрытом корпусе, поэтому могут работать в присутствии людей без вреда для их здоровья. С самого начала стало ясно, что это игра вдолгую, не временный проект. Мы постоянно работаем над улучшением моделей, расширяем ассортимент, совершенствуем дизайн.

С запуском нового проекта ваша целевая аудитория поменялась?

— Несмотря на то, что мы запустили новый проект, в начале наша целевая аудитория осталась той же, но со временем она видоизменилась и расширилась. В итоге наши рециркуляторы воздуха стали заказывать те, кто никогда не пользовался услугами нашей международной логистической компании. Ее клиентами был, прежде всего, малый и средний бизнес. С развитием нового направления к нам начал обращаться средний и крупный бизнес. То есть можно сказать, что мы выросли.

Планируете ли вы вернуться к основному бизнесу в полном объеме?

— Вопрос в том, какой из них теперь основной. Китай быстро восстановился, вернулся к рабочему ритму быстрее, чем Россия и Европа, которые были вынуждены уйти на продолжительный карантин. Мы бросили все свои силы на новое направление, оно позволило нам не закрыться и даже вырасти. В августе российский рынок тоже начал возвращаться к докоронавирусным объемам, деловая активность на международных перевозках возросла. Востребованность услуг нашей международной компании постепенно достигает прежних показателей, думаю, в течение полугода мы вернемся к прошлым показателям. На данный момент оба направления работают и являются равнозначными с точки зрения дохода.

Обращались ли вы за господдержкой?

— С началом самоизоляции в России мы, конечно, с интересом наблюдали за новостями и поддержкой, которую оказывало государство. Мы проанализировали наши ОКВЭды и пришли к выводу, что наш вид деятельности официально не относится к списку особо пострадавших сфер. Но мы оказывали услуги предприятиям непрерывного цикла и производствам товаров первой необходимости, что позволило нам официально работать все это время. Это и стало лучшей поддержкой для нас. Кредиты с льготной ставкой мы не получали, дополнительных выплат тоже.

Оглядываясь назад, как бы вы охарактеризовали все это время?

— Тут на ум приходит такая метафора. Вы, наверное, знаете, что самолёт взлетает против ветра. Мы стали таким самолетом. Многие предприятия, когда начался вирус, решили переждать, остановили свою деятельность, мы, наоборот, быстро сориентировались, запустили новое направление и смогли не только выжить, но и вырасти, запустить проект, который будет востребован еще долгое время. Оглядываясь назад, я понимаю, что это стало возможно благодаря моей команде, которая поддержала проект и воплотила его в жизнь. Так что период пандемии, конечно, стал для меня бесценным опытом.