Массовый исход крупных брендов с Невского проспекта поддержал H&M

Автор фото: Сергей Ермохин

Двухэтажный магазин H&M, который открылся в 2010 году на Невском проспекте, 80, спустя 10 лет работы закрылся. Правда, этого почти никто не заметил, ведь перестал он функционировать ещё в начале октября. На самом деле такие знаковые ротации формируют определённую тенденцию — арендаторы стали покидать крупные помещения и больше не нуждаются в имиджевых локациях.

"Когда площади универсальные, не имеют явных недостатков, они быстро находят нового арендатора", — говорит руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. Но, например, у H&M довольно сложное помещение: там несколько уровней, непростая планировка. Изначально ретейлер арендовал его под флагманский магазин, а после открыл точки в "Невском центре" и "Галерее".
В пресс–службе H&M рассказали, что компания рассматривает новые возможности для экспансии и весной 2021 года откроет первый концепт–стор H&M HOME в стрит–ретейле на Большом пр. П.С., 59, площадью 880 м2.
Также в октябре закрылось отделение Сбербанка в здании отеля "Коринтия", которое тоже занимало два этажа общей площадью более 800 м2. Перестал работать ресторан "IL Патио" на Невском, 30, просуществовавший там около 10 лет.
По данным Rusland SP Retail, уровень вакансии на Невском проспекте составляет 12–15%. Среди крупных закрытий в период с апреля по октябрь можно выделить книжный магазин "Республика" и ресторан "Две палочки" по адресу: Невский пр., 22–24, магазины "Дикси" и "Лайм" на Старо–Невском, "Две палочки" на Невском пр., 96, где с тех пор уже успел открыться DNS.
Самые крупные помещения площадью более 1 тыс. м2 освободили компания H&M и два магазина сети "Лэнд" — в ТД "Пассаж" и в ТК "Невский центр".
Последние 6 месяцев полны знаковых уходов с главной торговой улицы города. Это, конечно, не некролог, потому что многие из перечисленных заведений — сети, в чьей цепочке лишь поубавилось по одной–две точки. Но наметившиеся тенденции на рынке стрит–ретейла фиксируются довольно чётко.
Во–первых, в кризис бизнес принимается за оптимизацию и избавляется от всего, что тянет компанию вниз. Закрывают чаще всего имиджевые проекты, которые уже нецелесообразно держать за счёт других точек. Во–вторых, бизнес в стрит–ретейле начал трансформироваться, чтобы отвечать современным запросам потребителей. А многие помещения в исторической части города под них переделать сложно — в некоторых случаях даже невозможно.
Один из вызовов современности — разнообразие. Все стремятся предложить клиенту широкий спектр услуг на любой вкус. Например, у "Мегафона" есть точечные кофе-корнеры. "Яндекс" создаёт не просто магазин на Невском, а музей истории компьютерной техники. H&M, который около 10 лет занимал помещение на Невском, 80, объявил об открытии первых концепт–сторов в России.
"В них будут дополнительные услуги: доставка покупок на дом, консультация экспертов и нанесение монограмм, а также широкий ассортимент продукции H&M HOME, избранные товары от других брендов и специальная зона для проведения обучающих мероприятий. В продаже будут доступны композиции из живых цветов", — анонсирует пресс–служба сети.
Генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков отмечает, что развитие омниканальной торговли меняет стрит–ретейл. Большой объём продаж уходит в онлайн, но это не означает, что офлайн–магазины перестанут существовать. Многоканальность доступа к товарам необходима.
"Магазины, открытые в прежние времена с большой площадью и складскими территориями внутри торговой точки, морально и физически устарели и не соответствуют современной стратегии ретейла", — считает аналитик. Поэтому компании и решают уменьшать площади, проводить оптимизацию, но не всегда объект позволяет её сделать, а значит, приходится ротировать помещения.

Внутри команды

Бывают и другие ситуации, которые связаны с внутренними процессами. В конце весны на Невском освободились сразу две площадки сети книжных магазинов "Республика". Компания закрыла все офлайн–магазины в городе, сделав ставку на онлайн–продажи.
Сеть "Лэнд" остановила работу двух точек общей площадью около 5 тыс. м2. В компании объяснили это отсутствием привычного трафика — не только туристического, но и офисных сотрудников, а также высокими ставками по аренде.
В III квартале на главной улице Петербурга наибольшее число закрытий пришлось на общепит. По данным Colliers International, за июль–сентябрь ушли 11 кафе и ресторанов, среди которых "Бар SPb", рестораны "Две палочки" и "IL Патио".

Проклятие экспансии

Кроме того, с Невского исчезли два ресторана Burger King, площадь каждого из которых была около 500 м2. Эксперт по коммерческой недвижимости Михаил Рожко отмечает, что ранее сеть проводила политику активной экспансии. Сейчас же они, возможно, переводят бизнес из центра Петербурга, отдавая предпочтение спальным районам. "Многие компании используют такой же подход. Через год–полтора мы увидим похожее со “ВкусВиллом”: они активно открывались в прошлом году, но спустя пару лет проведут ротацию внутри сети", — добавляет Рожко.
В Colliers International отмечают, что уровень вакансии в III квартале на Невском продолжает расти и, по предварительным данным, составит 14,8%. Всего за квартал освободилось 43 помещения. Не все освободившиеся метры сразу находят новых арендаторов. Как говорят эксперты, очереди из желающих открыться на Невском нет. Для помещений сложной конфигурации и достаточно большой площади, по словам Анны Лапченко, даже с учётом скидки от арендодателя период экспонирования сейчас может быть довольно продолжительным.
Понятно, что Невский не опустеет никогда. Как только уровень потребления вернётся к докризисным показателям, доля свободных площадей снизится. "Но для этого потребуется длительный период восстановления как доходов граждан, так и прибыли компаний", — предупреждает Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России".

В контексте

Проходя по центру города, начинаешь всё реже встречать знакомые названия. Но место на Невском, правда, долго пусто не бывает. Всегда найдутся те, кто хотел занять дорогие (не равно лучшие) метры. Сейчас проблем здесь много — и это не только сильное падение туристического трафика.
Некоторые эксперты отмечают, что любой бизнес можно разместить на 100–150 м2. Поэтому именно такие помещения востребованы чаще других и арендаторов находят быстрее. Нередки случаи, когда одно большое пространство делят на несколько. Например, так сделал магазин обуви TJ Collection, освободив половину своей площади. В противном случае арендаторов можно искать год, а то и два.
Традиционно на Невском имеют стабильный спрос сувенирные лавки и заведения общепита. Первым в этом году сложно из–за отсутствия иностранных туристов. На Невском закрылся ряд сувенирных точек, среди которых "Художественный салон" и Russian Amber. Гости города необходимы не только специализированным магазинам, но и многим другим компаниям, которые не напрямую ориентировались на туристические потоки, но косвенно были связаны с ними. Полетят ли в Россию в следующем году или оживление наступит только в 2022–м — на сегодняшний день не знает никто. А ждать заморских туристов бесконечно бизнес не сможет.
В сфере общепита тоже сильная ротация. Рестораны всё–таки не смогли простоять несколько месяцев без возможности обслуживать посетителей в зале. А короткого туристического сезона для возвращения к показателям прошлого года, естественно, не хватило. Но часто бывает, что помещение, в котором ранее работал ресторан, занимает оператор с такой же спецификой. Вот и в третьем квартале этого года на месте общепита появлялись новые рестораны и бары.
Необходимо всё–таки учитывать тот факт, что принципы покупательского поведения меняются со временем. Сейчас всё сложнее представить себе, что кто–то специально отправится за покупками в конкретный магазин на Невском проспекте. Максимум приедут в ТРЦ "Галерея", "Стокманн" или "Пассаж".
Хотя и торговые центры тоже теряют своих клиентов. В Петербурге снижение покупательского трафика Shopping Index, по данным Watcom Group, в конце сентября — начале октября в сравнении с прошлогодними показателями составило 24,9%. Единственное, что показывает неудержимый рост, — это онлайн–продажи.
Центр города всё–таки должен давать людям эмоции, привлекать необычными форматами. Именно поэтому настолько популярна стала улица Рубинштейна. Во многих зарубежных городах исторический центр является именно местом развлечения и отдыха для местных жителей и туристов. А не шопинга, за которым отправляются в моллы или в интернет.
Проходя по центру города, начинаешь всё реже встречать знакомые названия. Но место на Невском, правда, долго пусто не бывает. Всегда найдутся те, кто хотел занять дорогие (не равно лучшие) метры. Сейчас проблем здесь много — и это не только сильное падение туристического трафика.