Отверженная культура: строительные дирекции Минкульта перешли в Минстрой

Автор фото: Беликов Валентин

Две дирекции по строительству Минкульта, отвечавшие за все знаковые культурные стройки России начиная с Большого театра и Мариинки–2, сменили учредителя, названия и руководителей

Как стало известно "ДП", на днях учредителем обеих вместо Минкультуры стал Минстрой. Петербургская, прежде бывшая Северо–Западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД), именуется теперь Северо–Западной дирекцией по строительству объектов культуры (сокращённо — ФГКУ "СЗДС объектов культуры" Минстроя России). Врио её директора назначен Денис Колодко. До недавнего времени он занимал пост первого замдиректора СЗД. С февраля 2020–го стал владельцем 31% ООО "Завод ЖБИ–8" с годовым приростом выручки более 1000% (по итогам прошлого года составила 166 млн рублей), а с августа 2020–го — владельцем 20% ООО "Специализированный застройщик “Наследие”", помнит система "Контур.Фокус".
Аналогичные изменения произошли и с московским ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Его переименовали в "ДСИР объектов культуры". В кабинет на Кузнецком мосту въехал совладелец волгоградского ООО "Совместные инвестиции" Андрей Радченко.

Есть вопросы

В сентябре нынешнего года деятельность обеих дирекций вызвала вопросы Счётной палаты, которая провела проверку Минкультуры. "В нарушение федерального закона № 44, согласно которому изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении не допускается, подведомственными Минкультуры России ФГКУ “ДСРиР” и ФГКУ “СЗД” в 2019 году были изменены сроки выполнения работ по семи заключённым контрактам на выполнение работ по строительству объектов", — отмечалось в отчёте.

Долгая история

Московская дирекция была основана в 2002 году и занималась, в частности, реконструкцией Большого театра. Северо–Западная появилась на год позже и запомнилась в первую очередь своими театральными стройками. Одним из первых и самых значимых проектов стало возведение второй сцены Мариинки, ради которой пришлось разобрать Дворец культуры имени Первой пятилетки и последний сохранившийся фрагмент Литовского рынка. Реализация проекта затянулась примерно на 10 лет и шла со скандалами: так, под предлогом невыполнимости замысла были отменены итоги архитектурного конкурса, в котором уже выбрали победителя — Доминика Перро.
Для другого федерального театра, Большого драматического, дирекция реконструировала деревянный летний театр на Каменном острове. Под театром выкопали подземное пространство глубиной под 7 м (СМИ сообщали, что из–за этого проект не сразу прошёл экспертизу, поскольку закон № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…" не предполагает таких вмешательств в памятники).
СЗД занималась и реставрацией главного здания БДТ на Фонтанке, но от этих работ её в итоге отстранили. По словам возглавлявшего Минкульт Владимира Мединского, Северо–Западная дирекция не справилась с организацией работ по устройству гидроизоляции, так что предназначенные на эти цели 600 млн рублей из бюджета предпочли передать московской дирекции (подробнее о протечках см. в материале "ДП" № 1 от 14.01.2019).
Сейчас бывшая СЗД достраивает вторую сцену МДТ на Звенигородской ул. И здесь тоже не всё гладко. Проектировщик НАО "Театрально–декорационные мастерские" столкнулся с банкротством, при этом перечисленные ему дирекцией деньги не дошли до зодчих из ООО "Архитектурная мастерская Мамошина". Там сочли свои права нарушенными и попытались запретить использовать проект, что привело к судебным разбирательствам (см. "ДП" № 108 от 12.08.2020).

Посадки через одну

Как следует из выгрузки "Контур.Фокуса", формально на исполнении у дирекции остаются 74 контракта примерно на 6,9 млрд рублей, причём по многим не удалось выдержать сроки. Среди таковых — проектирование реконструкции главного здания петербургской Консерватории (400 млн рублей), которым занимается АО "КБ ВИПС". Подрядчика, способного завершить реализацию этого проекта, еще предстоит найти. Реорганизация дирекции поможет решить вопрос с завершением реконструкции Консерватории, давал понять вице–премьер Дмитрий Чернышенко.
"В министерстве (культуры. — Ред.) все стройки заканчиваются либо низким качеством, либо тюремными процессами и посадками, практически через одну", — высказался и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Дирекции передали Минстрою, чтобы упростить общее управление строительством, предположил в комментарии "ДП" гендиректор ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник. Но результатом может быть не улучшение качества работ, а подмена реставрации капремонтом. "Строительство новых объектов очень далеко от реставрации, это совершенно разные направления. В Минстрое нет никакого понимания, что такое реставрация", — добавил эксперт.