В контексте: создаёт ли льготная ипотека риски

Автор фото: РИА Новости

Как известно, квартирный вопрос испортил москвичей — да так качественно и сильно, что и сейчас "квадрат" кажется нам самой надёжной инвестицией в природе. Но не кончится ли дело бедой?

С льготной ипотекой, конечно, получилось как всегда. Правительство до конца тянуло с решением продлить программу, в итоге в октябре — в разгар второй волны коронавируса — желающие купить и продать недвижимость столпились в огромные очереди. Загляните в отделения Сбербанка или нотариальные конторы, посмотрите, как там соблюдается социальная дистанция.
Вряд ли сильно лучше, чем на запрещённых ночных танцполах. Но зато все — в масках, прячут под тканью счастливые улыбки. Продавцы — потому что квартира ушла по цене выше ожиданий. Покупатели — потому что наконец–то могут взять ипотеку под нормальный процент.
6% годовых — это, конечно, ещё не европейский уровень, где в долг берут и под 2%, и даже ниже, но ведь и инфляция в Европе не такая высокая. В еврозоне докризисный уровень был порядка 1,5%, а у нас в этом году ЦБ ожидает 4,2%. Если посчитать разницу, мы не сравняемся, но уже близки.
Плюс не надо забывать про инфляционные ожидания. В России они очень высокие: в октябре люди ждали роста цен на 9,6%. Весьма устойчив миф о том, что ЦБ систематически занижает реальный показатель инфляции. То есть в представлении большинства покупка квартиры в кредит под 6% — это способ перехитрить обесценивание рубля, да еще и за казённый счет. Даже если цены на квартиры провалятся обратно, игра на долгий срок стоит свеч — по крайней мере "квадраты" на руках останутся. А они для человека постсоветского значат больше любых бумажек. И ведь не пожалуешься, что "народная чуйка" оторвалась от реальности!
Вряд ли кто–то из специалистов готов серьёзно предположить, что в ближайшую декаду модель экономики в России перестроится настолько, что мы начнём страдать от дефляции, как какая–нибудь Япония. Учитывая структуру товарооборота (мы экспортируем сырьё и продукцию низкого передела, а завозим товары народного потребления), в долгосрочной перспективе рублю дорога только в одном направлении. Морковь с репой, конечно, сами вырастим и, может, даже что посложнее, но за смартфоны придётся платить в долларах.
А вот насколько "дружат" с реальностью финансисты и чиновники, подогревающие спрос, — уже вопрос дискуссионный. Скептики говорят о рисках пузыря, что сулит большие проблемы банкам. Но, во–первых, каким банкам? Сейчас главный ипотечный кредитор в конечном счёте всё равно государственный, и денег у него столько, что можно себе позволить скупать технологический сектор.
Для сравнения: в США, где об ипотечных кризисах знают не понаслышке, а доля ипотеки в экономике выше в 10 раз, банки себе таких шалостей позволить не могут. Во–вторых, нужно помнить о несомненных политических плюсах. Человек с ипотекой — должник и отлично помнит, кому сколько должен. Он 10 раз подумает, прежде чем подняться на баррикады. Учитывая логику всех внутренних процессов последних лет, такие люди государству сейчас очень нужны.