Юристы стали чаще становиться истцами или ответчикам в судах

Автор фото: Ермохин Сергей

Юридические компании и адвокатские образования не слишком часто становятся истцами или ответчиками, но число таких споров из–за COVID–19 может вырасти.

Известное адвокатское бюро "Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнёры" (ЕПАМ) предъявило иск к СПб Гуманитарному университету профсоюзов на 1,8 млн рублей. В ЕПАМ отказались от комментариев. "У нас есть серьёзные претензии к адвокатскому бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры”, но в настоящее время мы не считаем целесообразным комментировать их в СМИ, поскольку дали возможность нашим партнёрам урегулировать скандальную для них ситуацию в досудебном порядке", — заявил "ДП" начальник юридического отдела СПб Гуманитарного университета профсоюзов Никита Бондарь.
Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский на первое место причин судебных споров, в которых юркомпании — истцы или ответчики, ставит претензии недовольных клиентов. Гендиректор юридического бюро "Григорьев и партнёры" Наталья Григорьева самой частой причиной подобных споров считает обратную ситуацию: взыскание с клиентов долгов по оплате юруслуг. На втором месте обратная ситуация: недовольный клиент требует возврата предоплаты за неоказанные или оказанные некачественно юридические услуги, поясняет Наталья Григорьева.
Недавно само юрбюро было вынуждено взыскивать с ООО "СибирьКавказСтрой", своего клиента, 892,9 тыс. рублей долга. В рамках банкротства ООО "Бамтоннельстрой–Гидрострой" конкурсный управляющий предъявил два иска к "Сибкавстрою" о признании сделок недействительными. Оба дела были в итоге выиграны, "СибКавказСтрой" сохранил 5 млн рублей. По мнению Натальи Григорьевой, у истца были высокие шансы добиться удовлетворения своих требований. "Клиент оплатил лишь часть суммы за юридические услуги. Мирным путём разрешить спор не удалось, мы подали иск", — рассказала "ДП" Наталья Григорьева.
Среди других оснований этой категории споров эксперты также называют взыскание выкупленных долгов, неисполнение обязательств самой юркомпанией или её контрагентом по договорам, не связанным с оказанием юридических услуг. Кроме того, встречаются иски о защите деловой репутации, которые юристы и юридические компании подают опять–таки к бывшим или действующим клиентам. При этом, отмечает гендиректор юрбюро "Григорьев и партнёры", судебная практика по такого рода делам достаточно разнообразна, и нельзя сказать, что они поддаются однозначным прогнозам.
В перспективе, как полагают эксперты, число подобных споров может вырасти. Пандемия привела к ухудшению экономического положения компаний, что, в свою очередь, затрудняет для многих из них расплату с контрагентами. "Банально юридическим компаниям нечем платить работникам заработную плату", — добавляет Дмитрий Венгерский.