Фото: Ермохин Сергей
Фото: Ермохин Сергей

Дорожные войны: борьба за госконтракты в Новгородской области

610
dp.ru
6 ноября 2020, 15:22

Компании Новгородской области заявляют о намеренном ограничении конкуренции при проведении госзакупок на дорожные ремонты. По словам предпринимателей, такая ситуация продолжается уже три года. Они пишут в УФАС и пытаются изменить ситуацию в судах.

Суть претензий

Подрядные организации Новгородской области, являющиеся потенциальными претендентами на участие в закупках на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, заявляют, что уже несколько лет практически лишены возможности участвовать в торгах. Причину они видят в действиях по ограничению конкуренции, которые предпринимает заказчик торгов — государственное областное казённое учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (ГОКУ "Новгородавтодор").

По мнению представителей компаний, "Новгородавтодор" формирует очень крупные лоты (в среднем на сумму около 1 млрд рублей каждый). Такой объём достигается за счёт объединения работ по ремонту на нескольких участках дорог в разных муниципальных районах области. В результате одно из обязательных требований к потенциальным участникам торгов — опыт исполнения одного контракта по аналогичному виду работ на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены заявленного контракта в лоте — становится непреодолимым препятствием.

"Максимальная цена контракта складывается из стоимости ремонта дорог в разных районах. При этом работы в административно-территориальном образовании Новгородской области в сметах выделяются в отдельный блок. Это говорит о том, что для заказчика нет никаких препятствий для разделения их на отдельные лоты", — поясняет "ДП" Игорь Полищук, директор ООО "СитиКом" — одной из дорожных компаний. По его словам, новгородские подрядчики имеют действительный опыт исполнения множества аналогичных контрактов, но ни одного на требуемую сумму (20% от 1 млрд рублей — прим. "ДП"): "Данная информация является общедоступной, в том числе и для заказчика. Мы полагаем, что "Новгородавтодор" незаконно пользуется этим обстоятельством, формируя лот таким образом, чтобы его начальная максимальная цена заведомо исключала конкуренцию при закупке со стороны местных подрядчиков. В результате в закупках стабильно принимают участие одна-две компании. Если бы лоты были на сумму хотя бы 500 млн рублей, это уже существенно расширило круг участников торгов".

Суды

Свои интересы дорожники решили отстаивать в суде. Так, например, в 2020 году в Арбитражный суд Новгородской области был подан 21 иск (их объединили в семь процессов из-за схожих требований) по семи состоявшимся аукционам на дорожные ремонты на общую сумму около 7 млрд рублей. В качестве истцов выступили ООО "СитиКом", АО "СМУ-57", ООО "Благострой", ООО "Аксарк". Компании требуют признать незаконными действия "Новгородавтодор" по утверждению документации по электронным аукционам, а также обязать его устранить допущенные нарушения. В качестве третьих лиц к судам привлечены администрация губернатора Новгородской области, подрядчики, выигрывающие торги, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

2 ноября состоялись заседания по двум из семи текущих дел. Представители истцов подтвердили свои требования и привели подкрепляющие доводы. В частности, было заявлено, что Новгородская область — "уникальный регион, единственный в стране, где в один лот объединяется 10, 20 и даже 40 дорожных объектов, а сумма одного контракта стремится к 1 млрд рублей". "Мы посмотрели закупки, проводимые разными регионами страны в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" — брали лоты, аналогичные предмету разбирательства. Нигде нет ничего подобного. В Нижегородской области, например, средний лот 95 млн рублей, в Новгородской — 925 млн. При этом объединённые в один лот объекты по Новгородской области разнесены по времени — закупки проводятся и на 2021, и на 2022 годы, удалены территориально друг от друга", — заявил суду директор ООО "СитиКом" Игорь Полищук. Он подчеркнул что разделение крупного лота на несколько не помешает реализации национального проекта, но откроет доступ к торгам для малого и среднего бизнеса, создаст прозрачные условия для конкуренции и экономии бюджетных средств за счет понижения максимальной цены контракта.

Представители ГОКУ "Новгородавтодор" заявили о незаконности предъявляемых требований, а претензии заявителей назвали необоснованными. По их словам, сравнивать торги и лоты Новгородской области с другими лотами и областями некорректно, поскольку везде разные цены и разные способы добиваться установленных национальным проектом показателей. Кроме того, федеральное законодательство не обязывает заказчика формировать лоты по принципу "1 лот — 1 дорога". На предложение снизить стоимость одного лота представитель ГОКУ заявил, что при снижении цены подрядчик будет работать в минус, а значит не будет заинтересован в участии в торгах. При этом 44-й федеральный закон о госзакупках ограничивает объём лота верхней планкой до 1 млрд рублей — это требование соблюдается.

Представитель администрации Новгородской области поддержал позицию ГОКУ "Новгородавтодор". Представитель победившего на аукционе подрядчика АО "СМУ-Дондорстрой" (зарегистрировано в г. Ростов-на-Дону, размер уставного капитала 10 000 руб) возражал против удовлетворения заявленных другими компаниями требований.

3 ноября состоялось ещё одно заседание по другому из вышеуказанных исков. На нём было вынесено решение в пользу истцов. Суд постановил частично удовлетворить требования предпринимателей и признать незаконными действия "Новгородавтодор" по утверждению конкурсной документации в части формирования объекта закупки.

"Контракт уже заключён, поэтому мы получили отказ в требовании обязать заказчика изменить документацию. Следующие процессы, они сейчас приостановлены, будут по признанию результатов торгов незаконными. Но пока мы спорим в судах, отыгранные контракты реализовываются. Все это может закончится тем, что суд признает нашу правоту, но будет уже поздно что-либо отменять", — прокомментировал решение Игорь Полищук.

Цифры

Новгородские предприниматели заявляют об ограничении конкуренции, отсутствии прозрачности и доступа к государственных контрактам. "Деловой Петербург" обратился к рейтингам, публикуемых Счетной палатой РФ и государственным порталом "Госрасходы".

Один из рейтингов оценивает уровень конкурентности в сфере госзакупок в разных регионах страны.

Рейтинг рассчитывается на основе отношения числа конкурентных закупок (извещений) и сумм заключённых по ним контрактов к числу закупок (извещений) и сумм заключённых по ним контрактов для каждого уровня конкурентности (4–6, 7–9, 10 и более участников закупки). Такой подход позволяет оценить как количественный параметр (количество конкурентных закупок), так и стоимостной (цена контрактов, заключённых в конкурентных закупках). Собранные показатели характеризуют уровень конкурентности в регионе в определенном году. Каждому региону присваивается оценка в зависимости от позиции в рейтинге по относительным показателям (для каждого года, для каждого диапазона). Обобщённый индекс конкурентности закупок в регионе рассчитывается как среднее арифметическое от значений показателей конкурентности 2014–2019 гг.

По обобщенному (среднему) индексу конкурентности закупок за 2014–2019 годы Новгородская область находится на 76 месте по сумме закупок и на 72 месте по их количеству.

Ещё один рейтинг оценивает уровень регионального протекционизма.

Рейтинг регионального протекционизма (по 44-ФЗ) формируется на основе доли "внутренних" контрактов от общего объема контрактации в регионе. Под "внутренними" контрактами понимаются контракты, заключённые между заказчиками и поставщиками из одного и того же региона. Рейтинг рассчитывается в двух разрезах: по суммам и по количеству контрактов. Формируется ежегодно, начиная с 2014 года. Регион заказчика и поставщика определяется по коду региона в данных о контрактах.

Последние два года, по данным той же Счетной палаты РФ, в Новгородской области снижается количество региональных поставщиков, участвующих в госзакупках. Если смотреть по суммам, то в 2017 году на них приходилось 40% от общего количества заключенных контрактов, в 2018 году этот показатель составил 29,9%, в 2019 — 28,8%. В целом среди регионов страны Новгородская область находится на 68 месте по этому показателю. По количеству контрактов, заключённых с региональными поставщиками, показатели региона следующие: 2017 — 60,8%, 2018 — 60,2%, 2019 — 56,7%.

Рейтинга о доле вовлеченности малого и среднего бизнеса в реализацию госконтрактов мы не нашли, но обратились с соответствующим запросом в ГОКУ "Новгородавтодор". Федеральное законодательство о госзакупках определяет, что не менее 15% от совокупного годового объёма закупок должно осуществляться у субъектов МСП. Начальник ГОКУ "Новгородавтодор" Константин Куранов в своём ответе пояснил, что представители таких компаний привлекаются к дорожным ремонтам в качестве субподрядчиков. Так, например, доля от совокупного годового объёма закупок по нацпроекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в сфере дорожных ремонтов у МСП составила в 2019 году 16%, в 2020 — 17%. Однако, процент участия новгородских дорожных подрядчиков в государственных закупках, объявленных ГОКУ, от общего количества участников последние годы снижается: в 2018 году — 58%, в 2019 — 35%, 2020 (по данным на 1 ноября) — 10%.

Редакция "Делового Петербурга" обратилась в администрацию Новгородской области с просьбой прокомментировать позиции региона в упомянутых рейтингах и предоставить информацию о том, как на территории региона реализуется национальный проект "Малое и среднее предпринимательство", достигаются ли его цели, в частности, связанные с расширением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. Также мы спросили, какая доля закупок в целом по Новгородской области приходится на субъекты МСП. На момент выхода публикации комментариев и ответа на запрос предоставлено не было.