Авто петербургской сборки остаются на волне спроса

Автор фото: Сергей Коньков

По итогам октября шесть автомобилей петербургской сборки остаются в рейтинге самых популярных новых машин в стране

В октябре продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 7% к аналогичному месяцу прошлого года, до 154,2 тыс. штук, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это наиболее высокий месячный показатель динамики начиная с января.
Самой популярной маркой в России остаётся LADA, которая в октябре увеличила продажи на 22%, до 37 тыс. автомобилей. Следом по объёму продаж идёт KIA: с приростом 5%, до 21,2 тыс., компания стала лидером на рынке иномарок. Это максимальные продажи по итогам месяца за всё время работы KIA Motors в России, отмечают в пресс–службе корейской марки. Третью строчку занял также корейский бренд — Hyundai, который сократил продажи на 3% по сравнению с октябрём 2019–го, до 15,4 тыс. автомобилей. В пятёрку лидеров также вошли Renault (14,4 тыс., +5%) и Skoda (10,1 тыс., +13%).

Петербургский вклад

В рейтинг 25 самых продаваемых новых автомобилей в стране по итогам октября АЕБ включила шесть из восьми моделей, выпускаемых на петербургских автозаводах. Это Toyota Camry и RAV4, Nissan X–Trail, Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio.
Самой продаваемой из "петербургских" моделей на российском рынке по итогам месяца стала Kia Rio. В октябре автомобильные дилеры страны реализовали 9251 автомобиль (+6% и третья строчка в топ–25 по версии АЕБ).
Судя по всему, корейская марка намерена закрепить успех: в сентябре завод "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) начал собирать обновлённую версию седана KIA Rio, а в ноябре — обновлённый кросс–хетчбэк KIA Rio X. В 2020 году доля Rio X–Line в структуре продаж марки достигла 50%, отмечают в KIA Motors Russia & CIS. В компании ожидают, что новинка будет пользоваться неменьшим спросом.
У корейского Hyundai российским бестселлером остаётся компактный кроссовер Hyundai Creta, который также выпускает завод ХММР. В октябре в России было продано 6688 автомобилей этой модели (–2% и четвёртая строчка рейтинга АЕБ).
На втором месте по объёму реализации Hyundai Solaris: его продажи выросли на 16%, до 5271 штуки (№ 6 в рейтинге АЕБ). Стоит отметить, что эти модели также были модернизированы: ХММР в феврале этого года начал выпуск обновлённого Solaris, а затем обновлённой Creta.
Российским драйвером продаж японской Toyota остаётся кроссовер RAV4. В октябре автодилеры практически удвоили его продажи — до 3676 штук (№ 9 в рейтинге). В свою очередь, седан Toyota Camry продемонстрировал снижение на 9%, до 2435 автомобилей (№ 19 в топ–25).
Настоящий рывок в октябре совершил внедорожник Nissan X–Trail: он удвоил продажи по сравнению с октябрём прошлого года до 2549 автомобилей (№ 17 в рейтинге АЕБ). По итогам месяца в российский топ–25 традиционно не вошёл нишевый Nissan Murano, а также, неожиданно, Nissan Qashqai. Впрочем, по итогам 10 месяцев этот кроссовер всё же входит в топ–25, занимая 18–ю строчку. В январе–октябре продажи этой модели в России снизились на 5%, до 18 319 штук.

Рост, но не тот

В Петербурге продажи новых легковых автомобилей после весеннего обвала начали расти в июле и демонстрировали позитивную динамику 3 месяца подряд. Данных за октябрь пока нет. По оценке аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", в сентябре в городе было продано 13 352 новых автомобиля — на 6% больше, чем годом ранее. В целом III квартал оказался очень успешным для петербургских дилеров: они реализовали чуть более 41 тыс. машин — на 7% больше, чем за III квартал 2019 года, говорит ведущий эксперт агентства Евгений Еськов.
Однако ни петербургский, ни российский авторынки пока не смогли восстановиться после весеннего локдауна, а также последовавшего за ним снижения покупательной способности.
По оценкам "Auto–Dealer–СПб", в Северной столице за январь–сентябрь продано 95 129 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей — на 15% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. С учётом сокращения рынка в стране в целом доля Петербурга в общем объёме продаж автомобилей в России остаётся почти такой же, как раньше, — 8,7% по итогам 9 месяцев (8,8% за аналогичный период прошлого года).
По оценкам АЕБ, продажи новых легковых автомобилей в России за январь–октябрь сократились на 12,1%, до 1,35 млн. Однако впереди ещё 2 месяца активных продаж, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. Согласно скорректированному прогнозу ассоциации, по итогам года рынок сократится на 13,5% к 2019–му, до 1,522 млн автомобилей.

Не так глубоко

По оценкам Минпромторга РФ, за 9 месяцев 2020 года снижение производства автомобилей в России составило 25,5%, спроса — 13,6%.
В министерстве считают, что властям удалось не допустить значительного падения. Там отмечают, что в Испании снижение за тот же период составило 38,3%, в Великобритании — 33,2%, в Германии — 25,5%, в США — 18,8%.
При этом в сентябре российская динамика вернулась в "зелёную зону": производство автомобилей выросло на 5,5% по сравнению с сентябрём 2019 года, спрос — на 4,5%.
По оценке министерства, сдержать падение удалось в том числе благодаря государственной поддержке автопрома. На неё было выделено дополнительно 25 млрд рублей, что позволило поддержать производство и реализацию более 250 тыс. автомобилей.
В 2021 году на системные меры государственной поддержки будет выделено 17,5 млрд рублей.