Закрыть хвосты: Смольный зачищает рынок метростроения для новых игроков

Автор фото: Тимофей Вяткин
Автор фото: Тимофей Вяткин

Смольный уже готовится к приходу ВТБ на рынок метростроения, который, вероятно, случится через год.

Поправка губернатора, внесённая в ЗакС ко второму чтению проекта закона о бюджете на 2021–2023 годы, затрагивает адресную инвестиционную программу (АИП), но кардинально положение дел не меняет. В частности, расходы на строительство метрополитена в 2021 году предлагается увеличить до 10 млрд рублей, в 2022–м — до 15 млрд рублей, что катастрофически мало, если говорить о развитии отрасли. Собеседники "ДП" объясняют такое решение подготовкой "поляны" к заходу нового игрока.

Режим достройки

В первоначальном проекте бюджета на строительство подземки в 2021 году были заложены рекордно низкие 7,4 млрд рублей, на 2022 год — 11,9 млрд рублей. На фоне запрашиваемых комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) 25 млрд и 32 млрд рублей на 2021 и 2022 годы соответственно добавляемые 2,6 млрд и 3 млрд рублей близкие к транспортному блоку Смольного называют "слезами".
"Ни о каких новых объектах с таким финансированием говорить не приходится. В лучшем случае в 2023 году закончим Красносельско–Калининскую (“коричневую”) линию плюс будем продолжать в вялотекущем режиме работы по Лахтинско–Правобережной (“оранжевой”) линии и закончим недоделки по уже сданным станциям Фрунзенского радиуса и Невско–Василеостровской (“зелёной”) линии", — поделился с "ДП" источник в Смольном.

Зачистка поляны

Предполагаемые в 2022 году 15 млрд рублей — это нижняя планка, при которой в петербургской подземке согласится работать банк ВТБ, а именно его компания АО "Метрострой Северной столицы". Плюс таким образом Смольный косвенно подчищает конкурентов новой структуры банка, зарегистрированной в октябре 2020 года, поясняют источники издания.
"Ни один коммерсант не выйдет на такие небольшие объёмы работ, которых, по сути, нет вообще. Никому не выгодно подписываться на подобное, вкладывать силы и средства", — говорит собеседник "ДП".
ВТБ же готов даже сам инвестировать в строительство метро на первых порах. Этого не скрывает и сам глава ВТБ Андрей Костин. Ранее "ДП" писал, что банк может дать деньги под минимальный процент или вовсе беспроцентно. Косвенно Костин подтвердил и цифру 15 млрд рублей. По его словам, осваивать в год меньше этой суммы на строительстве подземки в Петербурге экономически неэффективно, поскольку уже "надо строить метро".
В том, что строительством метро займётся именно ВТБ, уже, кажется, не остаётся никаких сомнений. Городу очень нравятся предложенные банком условия: 65% в новой компании будет принадлежать Смольному. Этот фактор, к слову, затормозил переговоры со структурами Геннадия Тимченко (№ 2 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
"Стройтрансгаз" предложил Петербургу только 25% в своей дочерней компании АО "Метротрансстрой", оставив остальное за собой. Вопрос доли в генподрядчике строительства метро для Смольного, как известно, уже принципиальный: власти много лет пытались завладеть контрольным пакетом акций "Метростроя" (сейчас у Петербурга 46% компании).
По данным издания, АО "Метрострой Северной столицы" начнёт работать не раньше сентября 2021 года. Поэтому как раз на начало 2022 года финансирование строительства подземки должно подняться до необходимой для компании отметки 15 млрд рублей. До этого момента предстоит разобраться с кредиторами ОАО "Метрострой" (единственный строитель подземки в Петербурге и находится в процедуре банкротства), провести опись имущества, трудоустроить работников в новую организацию, оформить необходимые лицензии и так далее.

И дороги не забыли

Поправка губернатора коснулась и дорожной части АИП, но здесь на 2021 и 2022 годы всё в минусах. 1,7 млрд рублей предлагается снять с 2021–го, почти 1,3 млрд — с 2022 года. Самые заметные потери, 920 млн рублей в следующем году и почти 200 млн в 2020–м, может понести Южная улица в Лахте. Это практически полная стоимость шестиполосного дублёра Приморского шоссе протяжённостью 2 км. Сдать его в эксплуатацию должны были ещё в 2018 году, но из–за ошибок в проекте срок дважды переносили. В КРТИ пояснили, что очередные изменения планов по Южной улице связаны с тем, что не решены имущественно–правовые вопросы.
По этой же причине на 100 млн рублей в 2020 году уменьшен лимит работ по 2–му этапу строительства обхода Красного Села. Напомним, ранее 100 млн рублей в рамках перераспределения средств АИП было решено снять и с 3–го этапа этого обхода (путепровод на пересечении с улицей Свободы), поскольку проект должен пройти повторную экспертизу.
В 2022 году предлагается снять 400 млн рублей со строительства двух съездов к "Лахта Центру" общей стоимостью почти 4 млрд рублей. Как пояснили в КРТИ, деньги будут перенесены на этот год. Ранее "ДП" писал, что в рамках перераспределения средств АИП на съезды в текущем году получится выделить даже больше, чем предполагалось до секвестра бюджета: 538 млн вместо 530 млн рублей (после корректировки бюджета на этот объект оставляли только 86,3 млн рублей). Это удалось благодаря поступлению 1 млрд рублей из федерального бюджета, а также экономии по ряду других объектов.