Эта земля была нашей: ЗакС продолжил войну за правила застройки

Автор фото: Ермохин Сергей

Парламент Петербурга продолжил многолетнюю войну за то, чтобы вернуть себе право утверждать ПЗЗ.

Первые Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) были разработаны в Петербурге в 2008 году и утверждены законом города. Однако в 2014 году депутаты утратили право принимать ПЗЗ. Это произошло из–за того, что Госдума внесла поправку в Градкодекс, относящую данный вопрос к компетенции исполнительной власти. Такой регламент был установлен для городов федерального значения: Петербурга, Москвы и Севастополя.

Наша борьба

В городском парламенте не смирились с утратой столь важных полномочий и пытаются их вернуть, заявляя, что процедура утверждения ПЗЗ Смольным непрозрачная. Глава экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов сказал "ДП", что изначально внесение изменений в Градкодекс было принято с нарушением регламента Госдумы: "Поправка фантастическим образом появилась в рамках обсуждения законопроекта об административных правонарушениях, где, по идее, не могло всплыть положение, изменяющее Градостроительный кодекс. Это вопиющее нарушение порядка законотворческой деятельности. Однако Дума признала это нарушение несущественным. Уже не столь важно, кем вносилась эта поправка, но делалось это в интересах Москвы". По словам экспертов, поправку инициировала столичная мэрия, которая хотела развязать себе руки в градостроительных вопросах, а Петербург попал в неё по статусу. Но в Смольном не расстроились из–за внезапного подарка.
Прежде взаимоотношения двух ветвей петербургской власти, связанные с подготовкой и принятием ПЗЗ, регулировались городским законом "О градостроительной деятельности в Санкт–Петербурге". Обязательным пунктом в утверждении Правил землепользования было внесение проекта на рассмотрение в ЗакС, который принимал документ с учётом результатов публичных слушаний.
После внесения изменений в Градостроительный кодекс Петербург как город федерального значения оказался лишён возможности самостоятельно определять, какой именно орган власти — исполнительный или представительный — вправе взять на себя полномочия по утверждению ПЗЗ.

Дошли до суда

Депутаты посчитали, что вмешательство федерации в распределение компетенций между законодательной и исполнительной властью региона противоречит Конституции. И летом 2016 года обратились в Конституционный суд (КС) с запросом о порядке утверждения ПЗЗ, настаивая, что федеральные власти нарушили принципы равноправия субъектов федерации и разделения властей.
Примечательно, что в то время, как депутаты судились в КС, тогдашний вице–губернатор Игорь Албин докладывал об успешной совместной работе при подготовке правил: "Мы выработали системный подход при подготовке ПЗЗ, старались найти баланс интересов бизнеса и гражданского общества в вопросах развития городской среды, сняли напряжение по наиболее конфликтным ситуациям. Вместе мы сохраним наш исторический город и сделаем его комфортным, удобным для жизни".
Спустя год, в марте 2017–го, конституционные судьи решили, что Смольному надлежит и дальше утверждать ПЗЗ. Депутаты сходили в суд безрезультатно.

Вещь в себе

Теперь в ЗакСе разработали проект изменений в Градкодекс, которым хотят предоставить городам федерального значения право самим определять механизм утверждения ПЗЗ. В минувшую среду депутаты в первом чтении проголосовали за эту законодательную инициативу, которая затем должна быть представлена на рассмотрение Думы.
Одним из последних примеров неправильной, по мнению парламентского большинства, градостроительной политики Смольного стало строительство на углу Каменноостровского пр. и наб. реки Карповки комплекса Meltzer hall, который именуют "дом–гроб". Вопросы к нему касаются продления разрешения на строительство. Как следует из текста запроса депутатов, оценка проекта при выдаче продления не применялась. Проблемы строительства на Петроградской стороне, хозяином которой считается спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, как известно, особенно волнуют парламент.
Депутат от "Единой России" Денис Четырбок, которого делегируют представлять интересы ЗакСа в Госдуме по этому вопросу, заявил "ДП", что было бы логичнее, если бы земельные документы находились в одних руках: "Ряд вопросов ПЗЗ напрямую связан с генпланом. И если генплан утверждают депутаты, то и правила землепользования должны принимать в парламенте".
Депутат от КПРФ Александр Рассудов считает, что идея абсолютно правильная, поскольку сейчас общественность никак не может повлиять на ПЗЗ:
"Мы наблюдаем некую “вещь в себе” — комиссия по землепользованию и застройке состоит сплошь из представителей органов исполнительной власти, депутаты и общественность не могут прямо повлиять на проект землепользования".
Однако Рассудов не уверен, что в этот раз удастся что–либо поменять: всё зависит от лоббистских возможностей и от того, насколько исчерпаны интересы Москвы по этому вопросу. Госдуме будет легко отмахнуться от инициативы ЗакСа, полагает он.
В КГА не смогли оперативно прокомментировать "ДП" депутатскую инициативу.