Узнаваемая ёмкость: петербургская компания отстаивает право на товарный знак

Автор фото: vostock-photo

Петербургское ООО "КГ строй системы", выиграв судебный спор, может зарегистрировать новый товарный знак — ведро.

Его объёмное изображение серого цвета с вертикальными белыми полосами, зелёной крышкой и красно–зелёным декором ООО "КГ строй системы" (КГ СС) — петербургская "дочка" международной компании Knauf Gips KG — пыталось зарегистрировать как объёмный товарный знак в 2018 году. Оно подало заявку по 19–му классу Международной классификации товаров и услуг (материалы строительные; сухие строительные смеси). При этом компания в том же 2018 году уже получила патент на промышленный образец, который очень похож на этот же товарный знак: фактически то же ведро, но без элементов декора.
В качестве объёмных товарных знаков могут фигурировать разнообразные предметы. В частности, производители алкоголя регистрируют тару. К примеру, бутылка водки "Парламент" была запатентована таким образом. Но для этого упаковка должна быть оригинальной и иметь узнаваемость среди потребителей. Так, бутылка Coca–Cola, обладающая необходимыми признаками, получила правовую охрану на территории России в качестве объёмного товарного знака.
Однако летом 2019 года Роспатент отказал КГ СС в регистрации объёмного товарного знака. По словам Наталии Дмитриевой, руководителя практики "Патенты и товарные знаки" юрфирмы Semenov&Pevzner, обычно ведомство выступает против охраны фактически одного объекта разными режимами — как промышленного образца и как товарного знака. И в целом это является обоснованным подходом, поскольку в ГК РФ существует специальный объект промышленной собственности — промышленный образец (по сути, он может представлять собой именно упаковку товара). К товарным же знакам законодатель предъявляет другие требования: форма не должна определяться исключительно её функциональным назначением.
ООО "КГ строй системы" производит лаки, краски, мастики и т. д. По данным сервиса "Контур.Фокус", на конец 2019 года при балансе 732 млн рублей и выручке 2,8 млрд рублей КГ СС показала чистую прибыль 476,1 млн рублей.
На днях Суд по интеллектуальным правам (СИП), куда в мае этого года пожаловалась на патентное ведомство компания, отменил решение Роспатента, и теперь ведомство будет заново рассматривать заявку КГ СС. Как пояснила "ДП" Наталия Дмитриева, Роспатент при первичном обращении фирмы не принял во внимание некоторые доказательства, к примеру соцопрос, который является важным аргументом в подобного рода делах (он демонстрирует узнаваемость бренда). А кроме того, Роспатент не обосновал собственные выводы. Само решение СИП, добавляет эксперт, в целом соответствует сложившейся практике.
С учётом мнения СИП, вставшего на сторону петербургской компании, велики шансы, что на этот раз Роспатент всё-таки зарегистрирует декорированное ведро в качестве объёмного товарного знака.