Запахло жареным: эконадзор так и не выяснил, что случилось в Кудрово

Автор фото: Антон Ваганов

Специалисты Госэконадзора уже две недели не могут установить причину многочисленных жалоб жителей Колтушей и Кудрово.

Очередные сообщения об обнаружении запаха поступили в специальные службы в ночь на 1 ноября. Местные жители даже "постучались" в социальные сети к губернатору Ленобласти Александру Дрозденко. На следующее утро сотрудники Роспотребнадзора выехали для проверки. В декабре 2018–го ситуация была такой же: жители жаловались главе региона через интернет и сообщали, что проблеме много лет.

Сложности с обонянием

Александр Дрозденко сообщил в своём инстаграме со слов Валерия Татарова, и.о. председателя областного комитета Госэконадзора, что превышений норм в воздухе выявлено не было, однако запах имеется — "не очень резкий, очень похож на кофе".
Сотрудники ЛОГКУ "Леноблэкоконтроль" 1 и 2 ноября взяли пробы атмосферного воздуха на территории Кудрово. Однако оперативного ответа местным жителям Госэконадзор не представил. На запрос корреспондента "ДП" там также неспеша ответили, что по итогам экспертизы превышений предельно допустимой концентрации обнаружено не было.
"На момент отбора проб в воздухе ощущался слабый запах неизвестного происхождения", — пояснили "ДП" в пресс–службе комитета. "Сложные смеси запахов не поддаются однозначной идентификации. В большинстве случаев запах формируется смесью веществ, из которой крайне сложно выделить конкретные соединения", — сообщается в документе.
Проще говоря, никакой ясности в ситуацию эта экспертиза не внесла, а наоборот — повлекла за собой всё больше недоумения. Со слов Валерия Татарова, запах похож на кофе, но по результатам проверки это — скорее "сложные смеси, не поддающиеся идентификации".

Расхождения в версиях

В администрации Заневского поселения предположили, что источником запаха может быть кофейный завод ГК "Орими", находящийся в посёлке имени Свердлова. Впрочем, рассматривались и другие версии. "Неприятный запах могла вызвать и авария на теплосетях в Колтушах. Также не исключаются варианты источников, таких как петербургский МПБО–2 в Янино–1 и газораспределительная станция, находящаяся вблизи деревни Заневка", — говорилось в пресс–релизе, опубликованном на официальном сайте поселения 2 ноября.
Однако заметка продержалась там недолго. Через несколько дней новость с сайта была удалена. Впрочем, совсем уже "заметать следы" не стали — в социальных сетях пост с идентичным содержанием до сих пор находится в общем доступе.
Сейчас на сайте Заневского городского поселения сохранилась только одна запись по "пахнущей" проблеме. В ней не содержится упоминаний ни МПБО–2 в Янино–1, ни газораспределительной станции "Восточная". Вероятно, эти версии уже неформально исключили и без экспертизы. Впрочем, оставшиеся "официальные" подозрения сводятся только к деятельности кофейного завода ГК "Орими". "При подъезде с южной стороны к заводу по производству кофе “Орими” в районе Индустриального парка “Уткина Заводь” ощущался запах гари, который ветром относило в сторону Кудрово", — резюмировали в администрации.
Впрочем, как рассказала "ДП" директор по корпоративным коммуникациям "Орими" Мария Драбова, компания к ситуации с загрязнением воздуха отношения не имеет. "Расстояние от завода до Кудрово составляет 4,5 км, до ближайших жилых домов — 1,5 км. Согласно действующим СанПиН, санитарно–защитная зона для кофеобжарочных производств составляет 100 м, так как по санитарной классификации промышленных объектов они относятся к IV классу", — отмечает она. Драбова добавила, что предприятие оснащено современным оборудованием, в том числе установками, позволяющими исключить распространение запаха обжаренного кофе за пределы санитарно–защитной зоны.

Тяжёлый вздох

Председатель правления Экологического союза Семён Гордышевский предполагает, что проблема, скорее всего, заключается в небезопасном обращении с отходами. По его словам, "в Петербурге нет таких промышленных предприятий, которые могли бы своей работой настолько загрязнить воздух, чтобы люди заметили это с помощью органов чувств". Для точного определения источника запаха нужен приборный контроль, говорит Гордышевский.
Источник в областной администрации подтвердил "ДП", что "Орими" действительно давно установил фильтры для очистки воздуха.
Тем не менее окончательной версии у властей региона нет. И заводу, видимо, всё равно не избежать проверок. Александр Дрозденко заверил жителей: только так можно будет узнать, в самом ли деле есть фильтры у "Орими" и в каком они состоянии. "По качеству воздуха вопросов нет, только запах. Он убирается специальными фильтрами, и это — обязанность завода", — отметил глава региона.
Эксперты кофейного рынка рассказали "ДП", что по ночам на профильных предприятиях может происходить обжарка более тёмных моносортов, из–за чего запах становится немного "горелым", так как такие зёрна обжариваются сильнее.
Кроме того, для обжарки кофейных зёрен компании обычно используют ростер, в котором есть специальный дожигатель для удаления дыма во время обжаривания кофе. На некоторых из них есть функция, позволяющая не включать дожигатель в целях экономии энергии, — в таком случае дым просто выбрасывается в атмосферу.