Глобальные планы: поможет ли гарантийная поддержка малому бизнесу Петербурга

Автор фото: Верещагина Лидия Сафаровна
Городские парламентарии на днях в первом чтении одобрили изменения в городское законодательство о развитии малого и среднего бизнеса. Инициатива петербургских народных избранников — в русле федеральных веяний. Вопрос, как водится, в реализации.

Сигнал от верхов

В марте Госдума приняла закон, который закрепляет понятие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. История давняя, связана с реализацией профильного нацпроекта в стране.
Как нередко бывает, для воплощения новации на местах потребовалось подправить и местные нормы. Неудивительно, что инициатор документа — руководитель фракции "Единой России" в городском ЗакСе Александр Тетердинко.
По задумке федералов, участниками национальной гарантийной системы станут "Корпорация “МСП”", Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), а также региональные фонды содействия кредитованию. В Петербурге такой создан более 10 лет назад при участии городского ведомства — тогда объединённого комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
Формирование активов — на условиях долевого финансирования из федерального и городского бюджетов. А раз речь о средствах госказны, но нет утверждённого понятия в законодательстве, нет и формы поддержки, о которой сейчас так пекутся в Москве.
Сегодня фонд самостоятельно предоставляет кредитные ресурсы субъектам малого и среднего предпринимательства и обеспечивает поручительство. По информации управления развития предпринимательства комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ), городской фонд неплохо проявил себя в период действовавших ограничений, вызванных пандемией.
Было выдано 106 займов по сниженной ставке на общую сумму 337 млн рублей и 160 договоров поручительств — почти на 2,5 млрд.
Это, по словам начальника управления развития предпринимательства КППИТ Сергея Кузина, позволило привлечь кредитные ресурсы для предпринимателей в размере 6 млрд рублей.

Чей риск, того и выгода?

Но, как говорится, не пандемией единой. Зачастую, когда субъект МСП обращается за кредитом в банк, с него требуют обеспечение, например залог в виде недвижимости.
Если такого нет, банк, понятно, либо откажет в займе, либо посчитает ситуацию рискованной и повысит ставку. И тут, по задумке властей, спасительной соломинкой и должна стать гарантийная поддержка.
В октябре соответствующий законопроект прошёл через профильную комиссию в городском парламенте (ранее получил положительное заключение в Смольном).
Наблюдатели отмечают, что за последние 15 лет факторы, негативно влияющие на развитие малого бизнеса в России, существенно не изменились. Основными из них, как и встарь, остаются несовершенство законодательства и высокое налоговое бремя, вынуждающее предпринимателей сворачивать бизнес или уходить в тень.

Большие надежды

Учреждаемая гарантийная система призвана качественно стимулировать МСП, но не лишена рисков, в первую очередь для фондов и кредиторов. Например, в случае невозвратных кредитов. При этом Фонд содействия кредитованию пополняет ресурсы за счёт докапитализации из бюджета города (в 2020–м его пополнили на 3 млрд рублей). Так что если эта организация будет нести потери из–за невозвратных кредитов, то и городской бюджет тоже.
Но планы у федеральной власти глобальные. Как заявлял первый вице–премьер Андрей Белоусов, выступая на совете регионов, российское правительство рассчитывает, что в 2020 году малым и средним предприятиям будет выдано кредитов по льготной ставке (7% или даже ниже) более чем на 700 млрд рублей.
Чтобы нивелировать повышение риска на действие гарантийных схем, в большинстве стран ЕС действует ряд ограничений: на максимальный общий объём обязательств по гарантийной схеме, предельный размер гарантии одному заёмщику и срок действия обязательства.
Но есть и оборотная сторона — предоставление гарантий требует большой административной работы, а административные издержки могут затмить положительный эффект гарантийной схемы.
Однако эти проблемы можно считать не препятствиями в развитии деятельности гарантийных учреждений, а скорее задачами.
Согласно официальной статистике Федеральной налоговой службы, в Петербурге насчитывается почти 16 тысяч субъектов малого и более тысячи — среднего бизнеса.
Всего в этой сфере занято более полумиллиона человек (это почти 7% от общероссийской численности).
Фонд будет принимать решение о том, чтобы допустить предпринимателя в систему поддержки, но пресечь череду массовых страховых случаев. Это прежде всего касается тех, кто приходит с неадекватным бизнес–планом, который высоко рискован и, по предварительным оценкам, не принесёт отдачу на рынке. В случае поручительства закрывается вся сумма целиком. Если же предоставляется гарантия, то обязательства можно делить. Это расширяет спектр поддержки.
Александр Тетердинко
Инициатор законопроекта
В Петербурге всё ещё сохраняется высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому новые формы поддержки сейчас жизненно необходимы. Если удастся избежать массовых страховых случаев — не только выиграют предприниматели, но и бюджет города может ощутить пополнение.
Артём Голубев
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС