"Контрол лизинг" договорился с банками о реструктуризации кредитного портфеля

Автор фото: nnov.hse.ru
Бенефициар «Контрол лизинга» Михаил Жарницкий склонил банки к изменению кредитных договоров
В октябре текущего года лизинговая компания заключила не менее 17 дополнительных соглашений к действующим у неё договорам залога с различными банками. Это следует из информации, отображённой в системе "Федресурс". Участники рынка связывают подобные действия с проведённой реструктуризацией кредитного портфеля, так как договоры залога являются обеспечением по займам. Объём реструктурированных кредитов только за один месяц мог превысить 450 млн рублей.
В "Контрол лизинге" не ответили на запрос "ДП". Банки традиционно не комментируют сделки с клиентами со ссылкой на конфиденциальные условия кредитных договоров.
Согласно данным "Федресурса", в октябре условия изменены по договорам в пяти банках. По оценке "ДП", основанной на сопоставлении количества предметов залога и их базовой стоимости, размер реструктурированных кредитов в Фора–банке мог превысить 250 млн рублей, в "Таврическом" и "Союзе" — по 100 млн, Мособлбанке и банке "Эс–Би–Ай" — по 5 млн рублей. В сентябре текущего года были изменены условия по девяти договорам в банках "Союз" и "Эс–Би–Ай", с начала ноября — ещё четыре допсоглашения.
"Контрол лизинг" специализируется на работе с легковыми автомобилями. В рейтинге "ДП" по итогам 2019 года компания заняла 8–е место по динамике портфеля. Его размер только для петербургского бизнеса, сформированный платежами по легковому транспорту, превысил 3,9 млрд рублей. Это соответствует доле рынка примерно 18%.
По всем дополнительным соглашениям к договорам залога предметами лизинга выступают автомобили марок Ford Focus, Hyundai Solaris, Skoda Rapid, Renault Logan и ряд других. Из–за ограничений, введённых в РФ в марте–мае текущего года, компания "Контрол лизинг" могла столкнуться с трудностями в получении платежей от собственных лизингополучателей. Сокращение денежного потока должно было повлиять на обслуживание кредитных линий. Наиболее пострадавшим сегментом стали услуги транспортных перевозок в сферах авиа, ж.-д., такси и каршеринга, а также ресторанный бизнес.
"Большинство лизинговых компаний пошли навстречу клиентам из пострадавших отраслей и провели реструктуризации договоров, а именно временно снизили размер платежей или увеличили сроки действующих контрактов, — оценивает ситуацию Зоя Советкина, младший директор по банковским рейтингам “Эксперт РА”. — Зеркальной стороной стало обслуживание лизинговыми компаниями банковских кредитов, часто выдаваемых под конкретные сделки. Проблемы с ликвидностью, возникающие из–за смещения графиков платежей, вынуждали игроков рынка обращаться за реструктуризацией задолженности в банки".

Поддержка избранных

По мнению эксперта, отдельные меры поддержки были оказаны государством, но они касались крупнейших участников рынка и его отдельных сегментов. Как полагает Советкина, после прохождения острой фазы кризиса во II квартале 2020 года у лизинговых компаний до сих пор имеется значительный объём реструктурированных договоров, и их дальнейшая динамика во многом будет зависеть от развития эпидемиологической ситуации и господдержки.
"Лизинг ещё в апреле был включён Банком России в перечень отраслей, пострадавших от коронавируса, благодаря чему банки–кредиторы при обращении лизинговых компаний за реструктуризацией имели право не ухудшать оценку финансового положения и не формировать дополнительные резервы", — говорит Михаил Доронкин, управляющий директор рейтингового агентства НКР.
Смягчение требований регулятора к банкам помогло в процессе реструктуризации долговой нагрузки компаний, но не всех. "Зачастую банковское финансирование жёстко привязано к выплатам по лизинговым договорам, реструктуризация может потребовать изменения графика платежей по кредиту, — отмечает Доронкин. — Особенно уязвимыми в такой ситуации могут оказаться небольшие некэптивные лизинговые компании без достаточного запаса ликвидности".
Большинство опрошенных "ДП" местных лизинговых компаний не смогли рассказать, какой объём кредитов они сумели реструктурировать в банках.
"Запросы на реструктуризацию единичны, начиная со II квартала 2020 года графики изменены всего по 30 договорам, что составляет ничтожно малый процент от действующего портфеля, — комментирует Юрий Шпиленко, начальник отдела по работе с дебиторской задолженностью “Балтийского лизинга”. — За отсрочками платежей обращаются редко, но и в этих случаях запрашивают минимальные сроки, в пределах месяца".
Как ранее писал "ДП", в конце минувшего года совладелец "Контрол лизинга" Михаил Жарницкий выкупил у структур РЖД 25% компании, еще 25% приобрёл акционер ББР Банка Юрий Смуров. Продавцом выступила УК "Трансфингрупп" (УК ТФГ), владевшая 49,9% с 2015 года. В результате сделки Жарницкий получил контроль над 74,9% "Контрол лизинга". Деньги на выкуп доли в форме займа были привлечены в ООО "Сбербанк Инвестиции", в залог кредитору были переданы все доли новых собственников.