Палочки и небеса: музыкальная сцена Петербурга в эпоху пандемии

Автор фото: Виктор Тихомиров

Зарубежные оркестры ставят на молодёжь

На днях Михайловский театр обрёл нового главного дирижёра. Увы, после печальных событий. На фоне нынешних проблем тревоги об уровне дирижёров в нашем городе могут показаться блажью. Но эпидемии не отменяют забот о будущем и настоящем. Тем более если так гордиться музыкальной традицией.
Почти курьёзно, но главным поставщиком дирижёров на лучшие мировые пульты стала теперь не Россия, а — придётся поверить — Финляндия. Уже давно у них была мегазвезда — Э.–П. Салонен. Рядом с ним стояли очень крепкие мастера — Сарасте, Орамо, Стургордс, Линту. Все они — на мировых постах. А новое поколение едва ли не мощнее.
В этом году в Байройте "Кольцом" должен был дирижировать Инкинен. Лондонскую филармонию возглавил главный дирижёр Тампере и Гётеборга Роували (35 лет). Суперзвездой обернулся Клаус Мякеля. В 24 (!!!) года он стал главным дирижёром не только Осло, сменив нашего Василия Петренко, но и Оркестра де Пари.
Парижем должен был править Хардинг, но ему давно хотелось стать лётчиком, и он решил на время музыку оставить — воспользоваться последним шансом стать коммерческим пилотом Air France. Увы, с таймингом ему не подфартило, зато на время повезло его оркестру шведского радио. Жаль, что ни одна из наших главных сцен не договорилась с дружественной авиакомпанией о месте пилота–шефа оркестра, это было бы супер — такого уровня оперных дирижёров, как Хардинг, поди поищи. Его старый миланский "Идоменей" раз в сто цельнее и гибче того, что сделал Курентзис.
А что у нас? Да, к нам спустился с севера Курентзис со своим оркестром. Но теперь уже нет никаких иллюзий — оркестр светского бомонда обеих столиц. Качество их звука феноменально, качество дирижирования звезды глубоко сомнительно. Он кажется дирижёром эпохи MTV, всё мелькает на диво интенсивно, на днях следующий эксперимент проведут над Брамсом. На скачки музыки вкупе с поп–обаянием российского грека многие западают. Ну а стоит он у нас раз в пять дороже, чем в Вене, туда слетать дешевле обойдётся.
Зато в Филармонии — застой. Увы, Ю. Темирканову много лет. А второй дирижёр, Н. Алексеев, хотя и крепкий профессионал, но ноль харизмы, да и взаимопонимание с музыкантами в мечтах. Во втором оркестре после ухода А. Дмитриева пусто, их курирует тот же Алексеев.
Во времена великого Е. А. Мравинского сетовали, что рядом с ним никого. Но он воспитал и Мартынова, и Серова, и того же Дмитриева, и, наконец, своего второго дирижёра последних лет — М. Янсонса. Тогда Янсонса так не ценили, а зря. Потом стало ясно, что как воспитателю оркестра ему равных нет, но, к сожалению, не у нас. Возделывать оркестры у нас не очень любят. Недавно приезжал В. Юровский со своим ГАСО, бывшим светлановским. Такого качества звука и несыгранности в прежние времена постеснялись бы в провинции. А теперь нет, даже 7–ю Бетховена в Петербург привозят — грубого помола.
Главным поставщиком новых кадров последние 20 лет была Мариинка. Именно из–под крыла В. Гергиева вышел и Т. Сохиев, ныне главный в Большом, взрастивший за эти годы оркестр Тулузы и сделавший солидную мировую карьеру. Там же вырос и М. Татарников, возглавивший потом Михайловский, но высот не вынес, сорвался. Бог даст, возвращение пройдёт надёжнее.
За месяцы пандемии проблемы стали яснее. Причина проста — есть время и возможность смотреть массу концертов онлайн. Там впечатлил и уверенный Мякиля, его ясность и отсутствие манерности — класс. Но счастьем первой величины стал Кирилл Петренко с Берлинским оркестром. Такую детскую влюблённость в музыку и полное растворение в ней представить себе трудно, музыка не просто живёт, но сама с собой играет. И оркестр отвечает той счастливой включённостью, что даже не верится. Дай бог Михайловскому удачи с молодым Александром Соловьёвым! А Филармонии — задуматься и вспомнить, что музыка — не просто профессия, но любовь. А иначе — скука.