Заоблачные амбиции: кто в России способен бросить вызов Илону Маску

Автор фото: ТАСС

"Роскосмос" готов вложить 1,5 трлн рублей в спутниковый интернет, "Мегафон" начнёт с 6 млрд. Зачем инвестировать в рынок, где всего 125 тысяч абонентов?

Уже несколько недель гремят новости, что Илон Маск вовсю тестирует спутниковый интернет. Причём вполне успешно. По последним отзывам, скорость Starlink составляет около 150 Мбит / с в нормальных условиях, и только при скорости ветра более чем 20 м / с качество связи может падать.
Спутниковый интернет стоит дороже мобильных и проводных решений, но по западным меркам цена вполне земная: SpaceX берут $499 за оборудование (терминал, штатив и роутер Wi–Fi) и ежемесячную плату $99.
Для сравнения: российские операторы предлагают условно безлимитный спутниковый интернет со скоростью прямого / обратного канала до 10 / 5 Мбит / с стоимостью около 2 тыс. рублей в месяц. При этом большинство провайдеров субсидируют приобретение абонентского терминала, и цена популярных моделей по текущим акциям не превышает 10 тыс. рублей, сообщают в ГК AltegroSky.
На этом фоне "Роскосмос" запросил 1,5 трлн рублей на создание спутниковой системы "Сфера" — аналога Starlink Илона Маска. Почти одновременно и "Мегафон" заявил, что собирается создать свою систему низкоорбитальной спутниковой передачи данных.

Единичный клиент

В России рынок спутникового интернета очень мал, но на нём уже очень тесно. "Пока что совокупное число абонентов составляет 3,8 “промилле” от всех подключённых российских домохозяйств — 125 тыс. от 33 млн", — рассказал "ДП" Леонид Делицын, аналитик ГК "ФИНАМ".
Если брать СЗФО — это всего несколько тысяч человек. "В основном спутниковая связь используется там, где нет возможности использовать мобильную или проводную связь. Это участки в отдалённых частях Мурманской и Архангельской областей и Республики Коми. Ленобласть очень хорошо покрыта сотовой связью, так что спутниками здесь пользуются единицы", — отмечает генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
Впрочем, основная доля рынка спутникового интернета приходится на b2b– и b2g–сегмент. Основными бизнес–пользователями спутниковой связи являются банковские службы, обменники валют, ресурсодобывающие компании и морские суда, рассказывает Денис Кусков. И если у последних спутники являются единственным доступным каналом выхода в интернет, то банки могут использовать их как дублирующий способ связи.
"Для корпоративных клиентов преимущество VSAT–решений (малых спутниковых земных станций. — Ред.) обосновано высокой мобильностью в условиях краткосрочной потребности в связи или частой смены локаций объектов", — считает представитель ГК AltegroSky Татьяна Шумаева.
Рынок спутникового интернета давно занят и поделён основными игроками (в их числе "Ростелеком", AltegroSky, КБ "Искра"), подчёркивает Денис Кусков. "При низком числе клиентов рынок очень конкурентный. Идея создания спутникового интернета для массового клиента красивая. Но стоит один вопрос: кто будет за это платить? В городах есть другие варианты связи. А там, где нет (в Африке, например, или в наших отдалённых деревнях), у людей нет денег. Так что с коммерческой точки зрения это весьма надуманно", — говорит он.
Потенциал компаний, предоставляющих услуги спутниковой связи, ограничен размером рынка, согласен Леонид Делицын. "Консервативная оценка темпов прироста российского рынка находилась на среднемировом уровне 4% в год. Оптимистическая, подразумевавшая выполнение планов по выводу на орбиту большого числа новых спутников, составляла 10% в год. Объём рынка фиксированной спутниковой связи должен был при этом увеличиться с 13 млрд рублей в 2013 году до 25 млрд к текущему году. Основную часть выручки давал бы интернет. Однако развитие пошло по консервативному сценарию. Весь объём спутникового интернета в 2019 году “TMT–Консалтинг” оценил в 10,5 млрд рублей", — отмечает эксперт.

Это совершенно другое

Однако амбициозные проекты SpaceX и "Роскосмоса" — это всё–таки не то же самое, что и уже существующие услуги. Те компании, которые сейчас существуют, работают в несколько других технологических форматах. Глобальная цель и SpaceX, и обанкротившегося OneWeb, и даже "Роскосмоса" — это создание плотной группировки спутников, лучшего покрытия и обеспечение необходимых скоростей для того, чтобы конкурировать в массовом сегменте.
"“Роскосмос” как раз может обеспечить необходимую группировку спутников, провести их транспортировку. Потенциал у этих технологий большой: начиная от связи для беспилотных автомобилей и заканчивая военными нуждами", — считает директор компании Forward Telecom Сергей Сапрыкин.
Несмотря на то что Starlink Маска опережает российский проект на годы, работать над альтернативой нужно, полагают эксперты.
"Есть государственные задачи, которые решаются только за счёт создания дублирующих каналов. Например, есть GPS, а есть Глонасс. Для безопасности государству было необходимо создать такую систему. Так что с этой точки зрения “Роскосмос” должен подобные проекты инициировать и воплощать в жизнь, — говорит Денис Кусков. — Пытаться обеспечить тот уровень безопасности, который требуется военным, через те частные компании, которые уже существуют, — это весьма недальновидно".
Но если "Роскосмос" руководствуется "державным" интересом, то логика у частного "Мегафона" может быть иной. С 16 ноября он первым из операторов занялся исследованиями использования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На это компания планирует потратить 6 млрд рублей за 2 года.
"Мегафон" в принципе уже предоставляет услуги спутниковой связи, однако пока это лишь b2b–сегмент. Как считают эксперты, космические чаяния компании на массовом рынке — способ подготовиться к "смерти" мобильной связи.
"Сейчас у “Мегафона” спутниковый интернет — больше корпоративная история. Это маленький рынок для них, неинтересный. Там есть несколько игроков, и они его полностью покрывают. Поэтому компания тестирует одно из направлений для будущего развития. Мобильная связь уходит в мобильный интернет. Звонки потихоньку “переползают” в WhatsApp, Telegram. У операторов мобильная связь — это одна из основных статей дохода, и она уменьшается. Естественно, они тестируют потенциал альтернативных каналов, которые можно было бы занять", — считает Сергей Сапрыкин.