Добрые связи, камеры и социальный капитал: какое цифровое будущее ждёт Петербург?

Автор фото: ДП
Как петербургский экстренный номер стал федеральным, сколько камер будут присматривать за горожанами, почему Смольный делает ставку на социальный капитал, а не на социальный рейтинг, а также зачем городские МФЦ переезжают в торговые центры? На вопросы "ДП" отвечает председатель Комитета по информатизации и связиСтанислав Казарин.
Рефреном 2020 года в проектах любой отрасли стала пандемия. Как форс-мажор отразился на планах Смольного по информатизации? Сократился ли бюджет комитета на следующий год? Какие проекты поставлены на паузу, а какие неожиданно стали приоритетными?
— В 2020 году были ужаты, в частности, вопросы, связанные с развитием и сопровождением IT-систем. Очень существенная для нас сумма была секвестирована. Из 18 млрд рублей общего бюджета комитета это сокращение составило 2 млрд рублей (ассигнования пошли на борьбу с пандемией). Также мы сделали необходимые перераспределения денежных средств внутри проектов комитета в пользу таких направлений, как поддержание сети МФЦ, службы 112 и службы 122 (Единая региональная информационно-справочная служба по всем вопросам городского хозяйства, а также по COVID-19 — прим. "ДП").
Последняя — новый для нас проект, первый в стране. Кстати, на уровне федерального министерства было принято решение тиражировать наш проект по всей стране, номер 122, введённый в Петербурге ещё в апреле этого года станет общим для всей страны для вопросов по COVID и вызова врача на дом.
Но на будущий год бюджет комитета существенно увеличен.
Пандемия, получается, была вам в помощь.
— Пандемия поставила перед нами новые вызовы. Губернатор активно поддержал вопросы, связанные с развитием АПК "Безопасный город". Одним из существенных элементов в следующем году станет развитие городской системы видеонаблюдения.
Мы планируем уделить особое внимание камерам домофонов. Практика показала, что это очень эффективный инструмент для контроля соблюдения горожанами самоизоляции, позволяющий отслеживать, что они не покидают квартиры и не становятся очагами распространения инфекции.
Вы наблюдаете через домофон за теми, кто на самоизоляции, но по факту фиксируется передвижение всех людей? Кому попадает эта обширная база данных? Управляющей компании?
— Вся информация, которая попадает в обзор камер "Безопасного города", уходит в ЦОД (центр обработки данных) правительства Санкт-Петербурга и предназначена для использования правоохранительными органами.
Управляющая компания никакого отношения к этим данным не имеет?
— Часть камер ставят по программе "Безопасный город", и тогда полностью все данные отправляют в ЦОД. Если камеры ставили УК, то видео хранится на локальных серверах самой УК, а мы можем договориться забрать видеопоток параллельно в АПК "Безопасный город". Но надо понимать — глубина хранения этого архива не бесконечна, это очень большие объемы данных. У нас регламентный срок хранения — 30 дней (мы храним в разы меньше).
Большие объемы данных? Насколько?
— Сегодня в городе уже 45 тыс. камер, а наш прогноз — до 160 тыс. в ближайшие несколько лет. Каждая новая камера генерирует в HD-качестве видеопоток, который надо хранить до 30 дней. Более длительное хранение видеоматериалов экономически не обосновано. Здесь играют роль технологические и бюджетные ограничения. Даже если поставить задачу следить за всем городом и долго хранить данные — это будет запредельно дорого. Для реализации потребуется глобальное увеличение мощностей ЦОДа, что повлечёт существенные затраты бюджетных средств на его развитие и эксплуатацию. Закономерно в таком случае возражение коллег из комитета финансов Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного собрания и общественности. У города есть более насущные задачи, чем оплата хранения видеоданных.
Петербург догоняет Москву по числу камер и зоне видеонаблюдения?
— Нет, пока нет. Москва — 160 тыс. камер, большая часть — парадные. Петербург — 45 тыс. и в следующем году еще 20-25 тыс. Из них — 4/5 — в парадных.
Кроме наблюдения планируется ли добавить дополнительные функции для камер наблюдения?
— Хорошо зарекомендовали себя камеры в домофонах для борьбы с мошенниками. В районах, где таких камер много, аферистов почти выдавили. Пока они заходят в одну парадную — у другой уже ждет наряд полиции.
Кроме того, камеры — это фото и видеофиксация нарушений ПДД. Мы совместно с ГИБДД провели инвентаризацию опасных участков, попросили "Яндекс" выявить концентрацию участков с регулярным нарушением скоростного режима и большим числом ДТП. Более того, мы даже готовим совместный сервис для постоянного анализа появления таких участков.
В итоге получается карта превышения скоростного режима с местами концентрации ДТП с неблагоприятным исходом и размещаем в этих местах камеры. В Петербурге нужно установить более 1 тыс. таких камер. Сейчас в городе около 270 таких рубежей, в следующем году сделаем еще порядка 200 точек. Губернатор поддержал проект.
Возвращаясь к планам комитета, какие цели стоят в 2021 году?
— В следующем году однозначно будут серьёзные проекты, связанные с развитием IT-систем. Мы переформатируем свою политику — если раньше многое делалось для развития межведомственного взаимодействия чиновников, строились масштабные учётные системы, то сейчас мы добавляем так называемые городские сервисы. Мы очень хотим, чтобы город предоставлял петербуржцам не просто услуги через МФЦ и портал госуслуг Санкт-Петербурга. Мы хотим, чтобы город нашёл такие жизненные ситуации у человека, где ему городские данные будут нужны ежедневно. И мы придумали такие роли: "Я — родитель", "Я — водитель", "Я — пассажир", "Мой питомец", "Я здесь живу". Для каждой ситуации можно придумать множество функций, которые будут полезны.
Например?
— Можно взять классический вариант, "Я — родитель". Вам нужен дневник с домашними заданиями, журнал с оценками, контроль питания, проход в школу — эти сервисы уже есть. Ещё пример — допобразование. В городе огромное количество таких проектов по месту жительства (кружки, клубы, секции). Мы собираемся предложить не только фактическую информацию, но и механизмы, как заинтересовать: поможем определить, какой направленности кружок нужен, к каким наукам лежит душа – гуманитарным или техническим, предложим варианты соответствующих секций, где имеются свободные места.
Как это будет реализовано? На базе чего вы намерены эти данные предоставлять?
— Можно сделать суперприложение по типу "ЯндексGo" или "Сбербанк Онлайн". Но мы хотим пойти по другому пути и подать эту информацию с помощью существующих сервисов: ВК, "Яндекс Дзен" или "МойРайон", чат-боты в Telegram, через госуслуги, через все востребованные на данный момент каналы связи.
Мобильное приложение понятно всем, но как получать данные по вашим каналам? Как это будет работать на практике? Каким будет конечный интерфейс?
— Например, у группы Правительства Санкт-Петербурга 276 тыс. подписчиков во "ВКонтакте". Значит, там запустим miniApp для взаимодействия с аудиторией. Мы также будем развивать официальный сайт администрации, портал госуслуг. Мы планируем активно развивать в следующем году порядка 16 ролей, начиная с простейших. Лично я уже все окрестности исходил утром и вечером, гуляя по часу с собакой. Считаю, что с помощью тематического приложения шанс найти компаньона для таких прогулок явно возрастет. Такая же схема может сработать и с любителями пробежки.
Для чего нужны эти сервисы?
— Пандемия показала — нам нужны коммуникации между людьми, конструктивные и добрые связи. Петербург эмоционально довольно сдержанный город, мне есть с чем сравнить. Вот эту доброту мы и можем дать за счет полезных коммуникаций, удобных сервисов, отношения предупредительного. Можем [виртуальный] аватар города сделать, чат-бот Петербурга, договориться с "Яндексом" и подключить Алису. Будет не Алиса, будет Пётр, например. В итоге мы стали использовать такой термин — социальный капитал. Социальный капитал — это когда люди в городе что-то делают полезное сообща. Самый простой пример — субботник, это конструктивно и сообща. Вдвоем побегать или погулять с собакой — социальный капитал вырос на две единицы.
Значит, это создание определённых комьюнити?
— Однозначно. Такие комьюнити быстро собираются, быстро распадаются, но остается что-то, что-то сохраняется между людьми, остаётся на позитивной и конструктивной ноте. Это и есть наш самый амбициозный проект, который мы запустим в 2021 году. Мы привлекаем Mail.ru и "Яндекс" для того, чтобы они пустили нас в своё сообщество, а мы им дадим новую аудиторию. Или, точнее, запросы людей, которые они в перспективе смогут монетизировать во благо города. Но нам нужен именно рост социального капитала. Мы пришли к такому выводу — "умный" город не тот, где датчики везде установлены, а тот, где быстро растет социальный капитал.
К слову об "умном городе". Почему Петербург умным делают не первый год, но отдельные части системы в целое не собираются?
— Потому, что программа "Умный город" рассматривается как коммуникация технических систем. Например, "умные" светофоры, датчики, остановки. Между собой они прекрасно работают. С точки зрения технических систем "умный" город прекрасно строится. Но с точки зрения людей всё не так просто. Мы предлагаем рассматривать "умный" город с точки зрения социального капитала. Люди объединяются между собой для конкретных целей: ищут работу, занимаются с детьми, ходят в театры, музеи, отдыхают семьями. Вот здесь и нужны элементы "умного" города: единая билетная система, "умные" парковки, взаимоувязанные светофоры и, даже, "умные" эвакуаторы для тех, кто на этих парковках оставляет свои машины без оплаты: "Вот твоя машина, оставлять её здесь нельзя, город тебя предупредил, но ты принял решение". В этот момент и появляется "умный" город.
Комитет и "Яндекс.Облако" подписали меморандум о сотрудничестве. Что это значит на практике? В чём интерес "Яндекса" и Смольного?
— "Яндекс.Облако" — это технологическая витрина, с помощью которой мы взаимодействуем со всем "Яндексом". У них очень жёсткая политика взаимодействия с госорганами: комплаенс, этические принципы, запрет на политические акции и т.п. Поэтому для нас "Яндекс.Облако" — это интерфейс для обсуждения совместных проектов и использования городских данных. Кроме того, "Яндекс" помогает решать задачи, связанные с пиковыми нагрузками на сервисы. Помимо "Яндекса" — дата-центры "Ростелеком", Mail.ru Group, мы рассматриваем многие варианты.
Пример сотрудничества?
— Ситуация с уходом детей на смешанное обучение. Необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить надежный качественный сервис. Мы смогли решить эти проблемы совместно с "Яндекс.Облако". Пришлось оперативно задействовать резервы, в десятки раз увеличивать производительность серверов.
Случаются ситуации, когда для решения определённых задач необходимо оперативно привлекать огромные вычислительные ресурсы. Закупать и держать огромный резерв дорогостоящего оборудования нецелесообразно, проведение закупки по 44-ФЗ — это 3-4 месяца. Для подстраховки в таких ситуациях мы прорабатываем возможности сотрудничества, чтобы в случае необходимости была возможность оперативно вынести необходимые ресурсоемкие сервисы на мощности внешних облачных провайдеров, таких как "Яндекс", Mail и "Ростелеком".
Взаимодействуем тогда, когда в рамках собственной инфраструктуры в сжатые сроки задачи решить проблематично. Позже, получив результаты в реальном времени, спокойно бюджетируем, проводим торги, увеличиваем собственные мощности.
Это экономичный вариант?
— Пока, с точки зрения финансов, не очень выгодно выносить системы в "облака" полностью, но для разовых акций, на короткое время, учитывая почасовую тарификацию задействованных ресурсов, схема получается гораздо более эффективная, чем закупка оборудования впрок.
МФЦ пережили первую волну эпидемии, работают сейчас. Как будут развиваться в следующем году?
— Мы провели анализ эффективности работы МФЦ, губернатор посмотрел и дал поручение о развитии этой сети. По плану, утверждённому Александром Бегловым, до 2023 года в городе появится ещё 11 новых МФЦ. В 2021 году у нас откроется четыре МФЦ. Три из них будут развёрнуты в помещениях ТРК. Мы доказали целесообразность не строительства собственных МФЦ или приспособления помещений, а аренды в торговых центрах. Причем сами владельцы ТРК предлагают помещения с ремонтом на льготных условиях аренды или даже только за оплату коммунальных услуг, потому что дополнительный трафик покупателей мы им обеспечим. Ведь если человек пришел в МФЦ, то он точно пройдется по ТРК.
При этом мы готовы и не первые этажи занимать, а идти выше, на второй-третий.
В ТРК уже создана вся необходимая инфраструктура для маломобильных групп населения, есть парковки, место для детской комнаты. Мы оцениваем три-четыре года, удобно ли людям. Если нет — будем рассматривать другие локации.
МФЦ — лицо власти. Федеральный центр ставит новые задачи. И сейчас губернатор четко сказал — переводим в МФЦ как можно больше услуг. Планируется организовать в МФЦ регистрацию транспортных средств. Услуга будет предоставляться с участием ГИБДД. Уже очень скоро специалисты МФЦ будут самостоятельно осуществлять снятие биометрических параметров для оформления паспортов с электронным носителем. Также мы используем синергию наших проектов — например, Служба 122 помогает МФЦ консультировать граждан по вопросам, связанным с предоставлением услуг в электронном виде.
А как обстоит ситуация с нацпроектами?
— Для нас нацпроекты — безусловный драйвер. Первый — коммуникации, и здесь у нас всё хорошо. Это мультисервисные телекоммуникационные сети. Большинство социальных учреждений и органов власти к ней подключены, она защищенная. По всей стране шла большая стройка — подключали школы, больницы, участки для голосования и отделения полиции. У нас этот вопрос решён, остаются только случаи локальных переездов госструктур в новые здания. Второй показатель — кадры. В Петербурге с этим тоже хорошо, мы предприняли определенные усилия, чтобы в технических вузах в 2021-2022 году кратно возросло число бюджетных мест на IT-специальности.
Бюджетные места за счет города?
— Нет, это федеральные затраты. Наша задача была посчитать необходимое городу количество бюджетных мест для IT-специалистов. Так, в университете Бонч-Бруевича предложили вдвое увеличить число таких мест. Аналогично мы отработали показатели по импортозамещению и информационной безопасности.
А студенты с этих мест вернутся в экономику города? Есть механизм, как их заставить?
— И не нужно заставлять. Ситуация такая, что IT-специалисты нарасхват. Причем компании охотно берут на хорошую зарплату студентов 3-4 курсов. К завершению магистратуры у них уже есть портфолио. К тому же Петербург — один из благоприятнейших в стране городов в части трудоустройства для IT-специалистов.
Как продвигается ситуация с "чистым" небом?
— Возникла серьёзная фронда со стороны операторов, которые владеют этими линиями связи. Они обосновано предложили создать рабочую группу, которая и будет рассматривать все инициативы по очистке неба от проводов. Как мы знаем, лучший способ затянуть решение проблемы — создать "рабочую группу". В этой ситуации я обращаюсь к горожанам — мы убираем провода или оставляем?
Поэтому надо определиться, мы за тех операторов, кто работает по правилам или за тех, кто, кидая "воздушки", получает сверхприбыли? При этом ценник на услуги почти одинаковый. Надо строить подземные линии, надо договариваться о совместном использовании кабельной канализации. В конечном итоге, нормативный акт о демонтаже появится. Если горожане нас поддержат — и мы будем смелее.
Цифровизация — это давно не научная фантастика, это наше настоящее, и игнорировать изменения невозможно. Если вы не переводите сервисы и не продаёте в онлайн, то потеря позиций на рынке будет неизбежной. Несколько лет назад мы запустили процесс цифровизации банковских сервисов и сегодня совместно с компаниями экосистемы активно развиваем это направление. Сегодня Сбер предлагает решения для "умных городов", речевые технологии для бизнеса, больниц и систем безопасности, электронный документооборот E-Invoicing, который в период пандемии получил кратный рост числа абонентов, и многое другое. Большинство наших клиентов – крупные и небольшие компании — тоже активно уходят в цифру, используют безналичные способы расчётов, включая TapOnPhone, оплату по QR и штрих-коду и другие альтернативные решения. На сегодняшний день более 95% заявок на кредитование малого бизнеса мы обрабатываем онлайн, при этом решения зачастую принимаются за несколько минут. С развитием технологий возможности дистанционных сервисов возрастают в разы, и перспективы в этом направлении поистине безграничны. Цифровизация финансовых услуг — это не только удобство и безопасность, скорость и экономия ресурсов, но и более прозрачные схемы расчётов, к которым стремится любое цивилизованное общество. Важно также повышать уровень цифровой грамотности и особенно в области кибербезопасности, причём как в школах, так и у взрослого населения. В России много талантливых разработчиков, высокий потенциал, поэтому поддержка масштабных IT-проектов на государственном уровне позволит привлекать их к созданию прогрессивных технологий. В Петербурге работают более 1,5 тысяч IT-специалистов Сбера, которые разрабатывают цифровые решения по многим направлениям. И востребованность людей таких профессий постоянно растёт. Мы регулярно поддерживаем инициативы по проведению конкурсов среди ИТ-специалистов, по итогам которых берём на работу лучших. Как раз недавно в Петербурге прошёл региональный этап проекта "Цифровой прорыв", на который Сбер представил кейс по построению предиктивной модели для определения перспективных специальностей на рынке труда. Это история на стыке искусственного интеллекта и HR. На днях Сбербанк получил международную премию "Лучшие цифровые банки мира" сразу в трёх номинациях по результатам ежегодного исследования Global Finance. Мы активно движемся вперёд, совершенствуем имеющиеся решения, развиваем их функционал, и разрабатываем новые, востребованные рынком цифровые сервисы для частных и корпоративных клиентов.
Виктор Вентимилла Алонсо
председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк