Ни гостей, ни флагов: судовладельцы оценили последствия второго локдауна

Автор фото: Архив "ДП"

Судоходные компании Петербурга вряд ли переживут вторую подряд провальную навигацию. Первая была в этом году.

Пассажиропоток на всех водных путях Петербурга в текущем году был наихудшим за последние 12 лет. За 141 день прошедшей навигации, что меньше предыдущей на 75 дней, в общей сложности было перевезено 1,1 млн человек, это 41% от уровня 2019 года. Скоростными судами воспользовались 312 тыс. пассажиров (36% от показателей 2019 года), экскурсионно–прогулочными маршрутами по рекам и каналам — 822 тыс. (44% от 2019–го). Такие данные приводит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт–Петербурга Владимир Родионов.
Существенно снизились цифры и по Волго–Балту. По словам начальника службы регулирования движения судов администрации Волго–Балтийского бассейна внутренних водных путей Алексея Сидорова, в 2020 году прошло 16,5 тыс. рейсов судов, в 2019–м их было 19,4 тыс. Круизными судами в этом году перевезена 81 тыс. пассажиров, это около 800 рейсов. Годом ранее цифры были следующие: почти 350 тыс. пассажиров и около 2 тыс. рейсов. Реже круизный флот причаливал и к Речному вокзалу, Соляному причалу и причалам Уткиной Заводи.

Сроки подкачали

По мнению участников рынка, главным образом на провальных цифрах сказались сроки навигации: из–за коронавируса она началась лишь 28 июня, а не 12 апреля, как в предыдущий сезон. Скоростные суда начали работать только 15 июля, так как позже открылся причал в Петергофе.
"Активность гостей и жителей города была, это лишний раз подтвердило, что прогулки по рекам и каналам — бренд Петербурга. Если бы вся навигация была по срокам такой же, как обычно, на отрасли очень сильно это не отразилось бы. Спад максимум был бы 25–30%, с этим можно жить", — считает Родионов.
Исполнительный директор ООО "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов говорит, что после открытия навигации, как правило, пара недель требуется на раскачку, так что по факту судоходные компании начали полноценно работать только после 15 июля и получили меньше половины реальной навигации.
"По скоростному флоту падение произошло на 65% в общем объёме перевозки, по прогулочному флоту — на 57–60% относительно прошлого года. Для нас это катастрофа", — отмечает Набатов.
"Иностранных туристов не было вообще, наш туризм сократился процентов на семьдесят. Вот так и прошла навигация", — прокомментировал "ДП" замдиректора ООО "Самсон" Сергей Судаков.

Кабы не было зимы

Летом Юрий Набатов делал предположения, что заработанных в навигацию 2020 года средств компании хватит лишь на то, чтобы дожить до зимы. Примерно так и получилось — "сможем дожить до нового года", говорит Набатов.
"Навигация была чуть лучше наших прогнозов, но всё равно, мягко говоря, провальной. Ни о каком погашении старых кредитов, которые мы брали, чтобы дожить до июля, речь не идёт. По факту заработанных средств хватит, чтобы дожить до января, после чего снова нужно идти в банк и брать кредиты, чтобы подготовить флот к навигации 2021 года и выполнять все текущие обязательства по аренде и пр.", — сообщил "ДП" исполнительный директор ООО "Нева Тревел Компани".
В Ассоциации владельцев пассажирских судов нет компаний, которые прекращают деятельность по итогу этой навигации, говорит Родионов, но некоторые небольшие перевозчики её приостановили.
"Мы, может, ещё как–то зиму и переживём, но некоторые компании закрываются и распродают флот, — отмечают в “Самсоне”. — Тяжело. Мы пытаемся как–то выкрутиться, но одно судно уже продали. Сейчас межсезонный период, все ушли в отпуск за свой счёт. Дальше видно будет. Чиновников и различные органы это не интересует, они спрашивают по полной программе. Кто–то до пандемии начал строить суда, и в итоге они стоят недостроенные. Мы тоже начали строиться, и всё стоит брошенное. Мы не можем позволить себе что–то строить. А брать кредиты — их же всё равно отдавать. Про помощь — только разговоры, никто ничего не делает".
Владимир Родионов считает, что повторного схожего локдауна с такой же системой ограничительных мер большинство судоходных компаний не переживёт.

Все на каникулы

В перечень пострадавших отраслей экономики водные перевозки внесли поздно, только 7 июля, поэтому основные меры господдержки для судоходных компаний оказались недоступны. "Единственное, что может позволить войти в следующую навигацию всем компаниям безболезненно, — это налоговые каникулы в I квартале 2021 года. Но сомневаюсь, что это предложение пройдёт", — говорит Родионов, отмечая, что кредиты и отсрочки налоговых выплат — медленная смерть. Юрий Набатов же считает, что больше бы помогли налоговые льготы во II и III кварталах, когда у судоходных компаний работает максимальное количество сотрудников и идёт максимальный оборот. Но главное — чтобы навигация в следующем году началась в конце апреля — начале мая, как обычно, пусть и без иностранных туристов.
"Если она откроется в этот срок, есть шанс, что компании стабилизируются и начнут отдавать накопленные долги. Пока мы надеемся, что в 2022 году можно будет расплатиться со всеми кредитами. Если навигация начнётся в середине июня или в июле, как в нынешнем году, это будет начало ускоренного конца", — прокомментировал Набатов.

Беспризорные реки

Власти Петербурга, похоже, крест на водных перевозках пока не ставят и даже хотят забрать на региональный уровень полномочия по содержанию внутренних водных путей, которые сегодня остаются по сути бесхозными. Соответствующее предложение озвучивал в Москве вице–губернатор Петербурга Максим Соколов.
В границах Петербурга есть пять внутренних водных путей: Нева, Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невки. Они находятся в ведении федералов. Такие трассы, как Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Зимняя канавка и другие, — просто водные объекты, которые не включены в перечень внутренних водных путей регионального значения. Термин "водные пути Петербурга" — не юридический статус, он появился, когда понятия региональных внутренних водных путей в законодательстве ещё не было. Компетенции федеральных органов власти и Ространснадзора здесь не распространяются, а у региональных властей нет полномочий устанавливать правила плавания по ним и привлекать к ответственности за их нарушение.
"Те петербургские реки, которые мы знаем с детства, Фонтанка, Мойка и в гранит одетая со времён Пушкина Нева, также нуждаются в необходимом развитии путевого хозяйства и улучшении содержания. И самое главное — контроль и надзор. К сожалению, есть случаи, когда маломерные суда с пассажирами на борту выходят с некоторыми нарушениями на внутренние водные пути. Здесь единый контроль будет залогом безопасности перевозок", — сказал в рамках недавней "Транспортной недели" Максим Соколов.
Владимир Родионов называет инициативу вполне понятной и вспоминает, что считал её рациональной, когда работал в администрации города. Теперь же эксперт отмечает, что "весь вопрос в грамотной реализации".
"Сейчас, к сожалению, специалистов, понимающих в речном и морском деле, в Комтрансе практически нет. В городе они есть, но вопрос: привлекут ли их к этой работе или чиновники будут заниматься бюрократией? В федеральных органах власти по водному транспорту все профессионалы, обязательно должны были ходить либо в море, либо по рекам. Среди городских чиновников таких профессионалов нет", — прокомментировал Родионов.
Юрий Набатов не считает, что сейчас на реках и каналах творится беспредел из–за отсутствия хозяина. Большая часть судовладельцев выполняют как прописные, так и неписаные правила. "Если будет какой–то городской орган, выполняющий надзорные функции, может, ещё чуть–чуть улучшится обстановка. Но говорить, что картина кардинально изменится, я бы не стал. Главное, чтобы этим занимались профессионалы, которые не будут реализовывать свои фантазии типа установки каких–нибудь светофоров", — считает Набатов.