К приёму готовы: переориентация белорусских грузов на Петербург ударит по Литве

Автор фото: Архив "ДП"
Проект перевалки грузов из Белоруссии через российские порты перешёл из стадии политических заявлений в практическую плоскость. В Минтрансе, Минэнерго и Минпромторге России начались согласования этих перспектив с коллегами из белорусского правительства. Если стороны достигнут соглашения, транзит нефтепродуктов и калийных удобрений будет осуществляться преимущественно через Петербург и Ленобласть. Под решение этих задач могут быть задействованы порты пяти городов — Петербурга, Приморска, Высоцка, Выборга и Усть–Луги. Речь идёт, в частности, о перевалке до 6 млн т горючих материалов в год. Это примерно то количество, которое сейчас транспортируется через Клайпедский порт.
Условия взаимодействия частично уже определены. Белорусская сторона по традиции хочет получить от России новые скидки. Сейчас по льготному тарифу уже развивается взаимодействие с РЖД: стоимость услуг там снижена в 2 раза.
"По территории Белоруссии и России для транспортировки привлекается железная дорога, также учитывается стоимость перевалки в портах данных видов грузов и стоимость фрахта. В Минске 29 сентября подписан протокол о перевозках таких номенклатур: с какой станции и какой груз идёт, какова его стоимость. После этого проводилось сравнение этих тарифов с российскими, сейчас в процессе переговоров можно “поджаться”", — отметил на днях замглавы Минтранса Юрий Цветков.
Снизить цены на транспортировку грузов он посоветовал и белорусским железнодорожникам. Что касается отправителей поставок, то, по мнению замминистра, им следует сделать акцент на сделках по принципу "бери и плати". Такая схема позволила бы достигнуть отечественным перегрузочным пунктам стабильных показателей грузооборота, а это, в свою очередь, даст иностранным партнёрам дополнительные преимущества в цене.
Идея о смещении грузопотока из Литвы в Россию появилась после президентских выборов в Белоруссии. Переизбрание Лукашенко на пост главы государства Евросоюз воспринял негативно.
В ответ на это белорусский лидер задумался о переориентации поставок на морские порты российской Балтики. Перспективы транзитных перевозок он обсудил с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко в сентябре. Кроме того, российская сторона выражает готовность перевалки в больших объёмах и калийных удобрений. С этой целью на территории СЗФО может быть построен отдельный терминал.
Такой поворот событий, уверены эксперты, положительно скажется не только на развитии транспортно–логистической отрасли, но и на экономике региона в целом. Открытие собственного пункта переработки грузов из Белоруссии создаст новые рабочие места, а также станет толчком к развитию инфраструктуры вокруг объекта. Кроме того, терминал послужил бы источником налоговых поступлений в бюджет.
"Во всех смыслах это благоприятно для нас. Мы приобретаем определённые перспективы расширения логистических возможностей на Северо–Западе. Мы можем загрузить порт Усть–Луга. У нас там большие возможности и мощности, которые можно задействовать для белорусского направления", — считает профессор кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС Ирина Бойко.
Впрочем, есть и скептики. "Это не более чем сотрясание воздуха. С Лукашенко серьёзных планов быть не может", — констатирует представитель отрасли. Он уверен, что белорусский лидер не сдержит слово, ведь страсти вокруг выборов уже почти сошли на нет. Но признаёт, что перспективы транспортного сотрудничества хоть и весьма туманны, но уж очень привлекательны для России. "У российских портов на Балтике существует профицит мощностей, поэтому любые объёмы, которые могут попасть из Белоруссии, в Усть–Луге, Приморске и Высоцке будут обработаны. Объёмы перевалки в этом году снизились на 20%. Мы вошли в сделку ОПЕК+, по которой Россия стала меньше добывать. Соответственно, она стала меньше нефти перерабатывать. То есть ситуация такая, что сейчас достаточно возможностей, чтобы переработать Белоруссию", — добавляет собеседник "ДП".
Если российско–белорусские переговоры всё же завершатся успехом, это нанесёт серьезный удар по экономике Литвы. Сейчас порядка 30% грузопотока порта Клайпеды составляют поставки из Белоруссии.