Прогноз на падение: отказ от платежей оказался для рынка лизинга страшнее запретов

Лизинговые операторы оказа­лись в авангарде коронави­русных влияний на бизнес. Продажи остановились сразу после 24 марта, когда в стране были объ­явлены всероссийские выходные: лизинг как сфера услуг не оказал­ся в перечне исключений. Не помо­гали и различные жалобные пись­ма во всевозможные инстанции. Но страшнее оказался даже не фак­тический запрет на работу (дистан­ционно сотрудники могли лишь принимать заявки или давать теле­фонные консультации), а отказ ли­зингополучателей от платежей. Ис­чезла выручка у прекративших ра­боту предприятий сферы питания, услуг, каршеринга, грузоперево­зок. По условиям договора они мог­ли расторгнуть контракты и вернуть амортизированную технику лизингодателю, который оказался к этому не готов.
Ежемесячные поте­ри в острую фазу ограничений толь­ко в сегменте автолизинга компа­нии оценивали в 1 млрд рублей (это только в Петербурге, где его доля око­ло 30% всего рынка). В выигрышной ситуации оказались компании, мак­симально приближенные к банкам. Мелкие, универсальные и независи­мые попали на урок в школу выжи­вания, оказавшись за одной партой со своими клиентами.

Последний год роста

По данным "Контур.Фокус", в городе более 6,9 тыс. предприятий, ока­зывающих услуги лизинга, из них лизингодателями, зарегистриро­вавшими договоры залога в систе­ме "Федресурс", являются чуть более 500 компаний. Сфера чутко ре­агирует на экономическую ситуа­цию: до 2014 года объёмы росли, по­сле валютного кризиса в 2015-2016 годах стали сокращаться, чтобы за­тем вновь пойти вверх. Продолжил­ся прирост и в 2019-м, пусть и менее заметно.
По данным "ДП", местный рынок лизинга в 2019-м вырос на 18%. По оценке агентства "Эксперт РА", об­щероссийский рынок показал при­рост на 15%. Но если по итогам года и удастся сохранить уровни хотя бы на фоне 2019-го, это станет большой удачей. Участники рынка ждут со­кращения бизнеса, несмотря на активное распространение госпро­грамм субсидий на автотранспорт и другую технику. Большинство ком­паний работает не на привлечение новых клиентов, а на пролонгацию и реструктуризацию условий по дей­ствующим договорам. Падение биз­неса может составить 10–20%.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020

Госзаказчик помогает

Оценить текущие масштабы сокра­щения бизнеса невозможно: в отличие от банковского сектора, лизин­говые компании не отчитывают­ся ни перед регулятором, ни перед другими институтами в виде СРО. Составленный "ДП" в 2020 году рей­тинг лизинговых игроков показал, что компаниям можно верить на слово. Местный рынок можно оценить в 200 млрд рублей. В лизинг отдают транспорт, в том числе авиа– и же­лезнодорожный, легковой и грузо­вой, продукцию машиностроения, дорожную и строительную технику. Каждый сегмент, за исключением строительной отрасли, приостанав­ливал деятельность или столкнулся с резким падением спроса на услуги. Не помогла пандемия и компа­ниям, специализирующимся на лизинге медоборудования: в основном их клиентами являлись частные кли­ники. Дискуссии в верхних эшело­нах власти о том, чтобы разрешить использовать средства фонда ОМС на лизинговые платежи, о чём так мечтали лизинговые компании, ско­рее всего, прекратились на длитель­ное время. Фонд сейчас несёт совер­шенно иные расходы.
Активность застройщиков жилья помогает компаниям, которые сво­ей специализацией считают данное направление. С другой стороны, рынок давно поделён, и диверсифици­ровать портфели строительной тех­никой другим компаниям быстро не удаётся.
Дорожный сегмент тоже оказался под ударом: бюджеты реги­онов сокращаются, пересматрива­ются проекты строительства и ре­монта дорог. Но дорожное строитель­ство стало условной тихой гаванью для лизинга: государство пока пла­тит по контрактам. Но оно предпо­читает крупных игроков. Заявлен­ная Смольным реформа городско­го общественного транспорта, в ходе которой перевозчики должны были приобрести новый подвиж­ной состав, пока перенесена. Часть компаний уже заключила контрак­ты: ГУП "Горэлектротранс" получит троллейбусы от "Сбербанк лизин­га", а ГУП "Пассажиравтотранс" — автобусы от ранее незаметной "СВ-Транс". По оценке "ДП", послед­няя может быть связана с банком "Санкт-Петербург" и именно от него после победы в тендере на лизинг получила финансирование сделки на 1,6 млрд рублей.
Более мелкие игроки пытаются найти новые нишевые направления. Перспективными некоторые счита­ют лизинг коммерческой недвижи­мости и автолизинг. Спрос на такси и лёгкие грузоперевозки не снижа­ется, а прежние портфели компании сумели реструктурировать, получив отсрочки по платежам. Кроме того, Минпромторг сохраняет програм­мы субсидирования. Этим и можно объяснить интерес крупных игро­ков к поглощению мелких: в конце марта закрыта сделка по приобрете­нию калининградской лизинговой компании "Каркаде" Газпромбан­ком и его дочерней лизинговой ком­панией за 2,9 млрд рублей. По данным рейтинга "ДП", игрок из запад­ного эксклава занимал в Петербурге 15% рынка автолизинга по итогам 2019 года, его покупатель — до 5%.
На сегодняшний день в "ТСС–Лизинг" об­служивается большое количество клиен­тов из областей металлургии, пищевой промышленности, строительства, гру­зовых и пассажирских перевозок, деревопере­рабатывающей отрас­ли, нефтегазодобычи и других сфер.
Татьяна Донченко
генеральный директор, "ТСС–Лизинг"
Мы стараемся, чтобы люди ценили нас за лояльность, гибкость, индиви­дуальный подход, наличие новых про­дуктов и скорость. "Интерлизинг" старается всегда быть на вершине волны.
Сергей Савинов
генеральный директор, "Интерлизинг"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .