Остались на плаву: петербургские судостроители увернулись от коронакризиса

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков
Судостроение остаётся одной из ключе­вых отраслей петер­бургской экономики и в силу длительности производственных циклов (на построй­ку судна требуется около 2–4 лет) в кризис, как правило, не проседает. И даже наоборот — чуть подтягивает общегородские промышленные по­казатели. Так случилось и в 2020-м. По данным Петростата, в январе–сентябре раздел "прочие транспорт­ные средства и оборудование", куда "спрятано" судостроение, показал рост объёмов производства в Петер­бурге на 7,1% по сравнению с соответствующим периодом 2019–го, тог­да как индекс промышленного про­изводства в городе в целом снизился на 3,7%. А оборот предприятий это­го раздела вырос на 20,7% — до 83,9 млрд рублей. По состоянию на на чало ноября в Петербурге спущено на воду девять судов, а до 2024 года на городских верфях будет построе­но 22 корабля и судна, рассказал не­давно губернатор Александр Беглов.
В разгар первой волны коронавиру­са судостроительные предприятия не закрывались — разве что на неде­лю в конце марта. Но нельзя сказать, что пандемия не повлияла на отрасль. Она отложила одно из самых ожидавшихся событий года — пере­езд штаб–квартиры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) в Петербург. ОСК, как известно, изна­чально "прописана" в Северной сто­лице с момента создания в 2007 году. Но одно дело юрадрес, и другое — реальный механизм управления хол­дингом, основные производствен­ные активы которого сосредоточены на Северо–Западе. "Решение о пере­езде руководящего и менеджерского аппарата корпорации в город на Неве принято президентом России Вла­димиром Путиным. Как известно, решения верховного главнокомандующего не обсуждаются, а выпол­няются", — заявил в июне председа­тель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, но признал, что "пандемия несколько смешала дорожные карты по графику перемещения".
Новый предполагаемый срок пере­езда — апрель 2021 года. В Петербурге (на Васильевском острове) будут ра­ботать 330 человек, порядка 120 оста­нутся в московском офисе — это спе­циалисты в области выставочной деятельности, рекламы и т. п. Общую стоимость переезда ОСК оценивает в 1,4 млрд рублей.

Самые масштабные инвестиции

Ещё одна связанная с ОСК тенден­ция 2020 года — активная "накач­ка" дочерних компаний Петербур­га и Ленобласти ликвидностью. Это происходит путём выкупа допэмис­сий их акций. ПАО "Выборгский су­достроительный завод" разместило по закрытой подписке 785 932 обыкно­венные акции номиналом 50 копеек. Круг лиц, которым их было предло­жено выкупить, содержал только одну позицию — ОСК. Цена размещения — 4016 рублей за акцию. Таким обра­зом, сумма привлечённых ресурсов со стороны ОСК — 3,16 млрд.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
По аналогичной схеме 1,86 млрд рублей от мажоритарного акционера привлекло ПАО "Пролетарский за­вод". В результате до­ля ОСК в уставном ка­питале ПАО выросла с 59,3 до 82,4%. "Часть средств предназначе­на для модернизации предприятия, остав­шаяся сумма будет на­правлена на обеспечение опера­ционной деятельности и погаше­ние задолженности", — рассказали в пресс–службе завода. Там уточни­ли, что предприятие планирует поставлять для будущих проектов ОСК рулевые машины, палубное и энергетическое оборудование, в том чис­ле для ледоколов, а также транспорт­ных, научно–исследовательских, аварийно–спасательных и вспомо­гательных судов.
К концу января 2021 года планирует завершить эмиссию и ПАО "Судостро­ительный завод "Северная верфь". Ес­ли ОСК полностью выкупит 527 719 ак­ций его допэмиссии, предприятие по­лучит в своё распоряжение 6,52 млрд рублей. Таким образом, суммарно три завода получат от материнской компании на пополнение оборот­ных средств и закрытие долгов более 11,5 млрд рублей. Это самые масштаб­ные инвестиции ОСК в свои "дочки" Петербурга и области за всё время су­ществования корпорации.

Долгострой сдан

Одно из знаковых событий года — сда­ча заказчику (ФГУП "Росморпорт") ле­докола "Виктор Черномырдин". 3 ноября, чтобы принять участие в цере монии поднятия флага на ледоколе, в Петербург приезжал Владимир Пу­тин. Дизель–электрический линей­ный ледокол обладает мощностью 25 МВт и является самым большим и мощным неатомным ледоколом в мире. Он предназначен для беспе­ребойной проводки судов в Финском заливе, но может работать и в Аркти­ке, поскольку способен выполнять ле­докольные работы во льдах до 3 м.
"Виктор Черномырдин" — глав­ный российский долгострой в от­расли. Закладка ледокола состоя­лась в октябре 2012 года. Строило его ООО "Балтийский завод — Судостро­ение". В декабре 2016–го судно было спущено на воду, но сразу стало по­нятно, что у него конструктивные недостатки. И в 2017–м оно было пе­реведено на достройку в АО "Адми­ралтейские верфи". В ноябре 2018 года на "Викторе Черномырдине" про­изошёл взрыв горючих паров. Это снова отложило передачу ледокола заказчику. В результате подписание акта приёма–передачи состоялось не в 2015 году, как планировалось из­начально, а только в 2020–м. Не обошлось в нынешнем году и без кадровых сюрпризов. В июне произо­шла смена гендиректора "Северной верфи". Игоря Пономарёва сменил Игорь Орлов, возглавлявший с янва­ря 2012 года по апрель 2020–го Архан­гельскую область. С ним подписан 5–летний контракт. Впрочем, нельзя сказать, что крупное предприятие возглавил политик: в своё время он работал заместителем гендиректора ФГУП "Центр судоремонта "Звёздоч­ка" в Северодвинске и даже генераль­ным директором ОАО "Прибалтий­ский судостроительный завод "Ян­тарь" (Калининград).
Главными событиями года для "Северной верфи" Игорь Орлов называ­ет четыре заказа. Это спуск двух ко­раблей (фрегат "Адмирал Головко" и корвет "Ретивый") и двух рыбо­ловецких судов (траулер–процессор "Капитан Соколов" и ярусолов–процессор "Марлин").
"Наша достроечная набережная целиком занята заказами, практи­чески нет свободного места. У нас высокая загрузка производства, и мы можем прогнозировать рабо­ту на 10 лет вперёд. Летом этого го­да по видеоконференцсвязи с прези­дентом России состоялось ещё одно значимое событие для верфи — закладка двух фрегатов", — рассказал "Топ–100" Игорь Орлов.
У предприятия нет проблем с загрузкой: не надо бегать с протянутой рукой, вести переговоры с заказчиками и что–то пытаться доказать — всё понятно.
Игорь Орлов
генеральный директор, "Северная верфь"
Петербург и ОСК — это как шпиль Адмиралтейства и кораблик на нём. Одно без другого не будет единым целым.
Георгий Полтавченко
председатель совета директоров, "ОСК"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .