Под колёсами рецессии: петербургский автопром застрял в коронавирусной яме

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей
Никто из участников автомобильной от­расли Петербурга не мог предположить, с какими испытаниями им предстоит стол­кнуться в 2020 году. Весной автоза­воды остановили конвейеры на не­сколько недель. Из-за мирового ха­рактера пандемии они испытывали проблемы с поставками комплекту­ющих. За этим последовало ослабле­ние рубля, снижение спроса на но­вые авто и традиционные летние ка­никулы, во время которых автозаво­ды налаживают и модернизируют оборудование. Всё это не могло не отразиться на объёмах выпуска, ко­торые снизились и вряд ли восстано­вятся до конца 2020-го. Представите­ли отрасли убеждены: возвращение будет долгим.

Весенний удар

По официальным данным, в I квар­тале 2020 года автозаводы Петербурга чувствовали себя неплохо, хотя нега­тивные тенденции уже были замет­ны. В январе производство автотран­спортных средств в городе снизилось на 4,1% к январю 2019 года, в февра­ле — на символические 0,1%, в мар­те — на 3,9%, следует из данных Пе­тростата. Однако II квартал стал ка­тастрофическим для отрасли. Паде­ние в апреле (по сравнению с тем же месяцем 2019 года) составило 86,4%, в мае — 41,1%, и только в июне наме­тились признаки некоторого восста­новления: снижение составило 9,5%. Третий квартал был более позитив­ным. Сокращение объёмов производ­ства в июле составило 14,4%, в авгу­сте — 0,4%, а в сентябре отрасль впер­вые с начала года продемонстрирова­ла месячный прирост — на 26,8%. Но оправиться от локдауна пока не уда­ётся. По оценкам Петростата, ИПП в разделе "автотранспортные средства" снизился в январе–сентябре на 16,6% к аналогичному периоду 2019 года.
Вынужденный простой у петер­бургских предприятий Nissan, Toyota и Hyundai длился разное время. Так, завод "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) не работал 2 недели, за­тем запустился в одну смену, а на двухсменный график перешёл после майских праздников. Toyota запу­стила конвейер 12 мая и сразу в пол­ном объёме. Выпуск на "Ниссан Мэ­нуфэкчуринг Рус" был приостанов­лен с конца марта по середину мая.
Руководители предприятий сроч­но вводили меры допзащиты по тре­бованию властей: переводили офис­ных сотрудников на удалённый ре­жим, закупали антисептики и СИЗ, устанавливали системы для автоиз­мерения температуры, наносили в цехах и столовых разметку для дис­танции. А топ–менеджмент россий­ских представительств автоконцер­нов решал, как сократить остатки на складах и восстановить разорванные цепочки поставок автокомпонентов с заводов в Европе и в Азии.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020

Расширяя сбыт

Все петербургские автозаводы об­новили выпускаемый ими авто­мобильный ряд. "Тойота Мотор" в октябре 2019–го запустил производство нового поколения своего внедорожника RAV4. ХММР в 2020–м — выпуск об­новлённого Hyundai Solaris и Hyundai Creta, летом модернизи­рованный KIA Rio, а в ноябре — KIA Rio X. "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" в сентябре приступил к производ­ству обновлённого внедорожника Nissan X–Trail, в октябре — кроссове­ра Nissan Qashqai.
Toyota и Nissan отказались от май­ского повышения цен. Toyota сохра­нила прайс на модельный ряд до конца мая. А Nissan и вовсе вернул мартовские цены на три модели из четырёх на российском рынке. Они подешевели на 1,8–3%, отмечали экс­перты сайта "Цена Авто".
В дальнейшем компании стара­лись максимально расширить ка­налы продаж, включая экспорт, кар­шеринг и аренду. Так, "Хёндэ Мотор СНГ" в мае запустил программу дол­госрочной аренды авто для юрлиц Business Mobility. Аналогичный про­дукт для физлиц стартовал ещё осе­нью прошлого года. В сентябре свой KiaMobility запустила KIA, включив в перечень арендуемых автомоби­лей и KIA Rio — самый популярный в стране автомобиль завода.
Кроме того, Hyundai продолжает делать ставку на развитие экспорта, сконцентрировавшись на поставках в страны ЕврАзЭС (в первую очередь в Казахстан и Белоруссию). В авгу­сте казахстанская "Азия Авто", вла­деющая автозаводом "БИПЭК", полу­чила кредит 2,14 млрд рублей на по­купку у ХММР около 1 тыс. маши­нокомплектов, которые затем собе­рёт методом крупноузловой сборки. "По экспорту (по итогам года. — Ред.) мы прогнозируем поставки более 18 тыс., то есть даже больше, чем в про­шлом году (16,6 тыс.)", — уточняют в пресс–службе ХММР.
Аналогичной стратегии придер­живается и завод "Тойота Мотор", автомобили которого популярны в Казахстане и Белоруссии. В мае предприятие начало экспорт Toyota Camry и RAV4 в Армению.
Nissan же сделал ставку на разви­тие каршеринга: в феврале объявле­но о продаже 1 тыс. новых автомоби­лей Nissan Qashqai каршеринговому сервису YouDrivе. Всего с конца про­шлого года компания добавила в ав­топарк 1500 машин этой модели. В июне "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" подписал соглашение с АО "Сбер­банк Лизинг" о сотрудничестве по программе лизинга для юрлиц.

Позитивные ожидания

В 2019 году чиновники старались подготовить платформу для разви­тия автопрома. Все автоконцерны, имеющие производства в Петер­бурге, заключили специальные ин­вестиционные контракты (СПИК) с Минпромторгом РФ и со Смольным. Их суть в том, чтобы привлекать российских производителей к раз­работке и поставке компонентов на свои предприятия. Компании обяза­лись открывать в России центры по разработке новых технологий. С тех пор не утихают обсуждения, будут ли в ближайшее время в Петербурге производить новые модели или же нет. Ответа пока нет.
С большой долей вероятности новых моделей можно ждать от Hyundai, которая обзавелась в этом году новой производственной пло­щадкой. По мнению участников рынка, в этом назрела необходи­мость и у компании Nissan. По некоторым данным, на развитие этого завода планируется направить око­ло 12 млрд рублей. "Сейчас автомо­били выпускаются на заводе 5 дней в неделю в одну смену, однако пери­одически завод работает в выходные дни для удовлетворения существую­щего уровня спроса на рынке", — ак­куратно говорят в пресс–службе рос­сийского представительства Nissan.
Используя ультрасовременные технологии на базе собственных исследовательских центров, компания Hyundai Motor постоянно развивает и совершенствует линейку автомобилей.
Сон Кёнгсу
Генеральный директор "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус"
"Тойота Бошоку" стремится стать глобальным поставщиком интерьерных компонентов №1. Сегодня мы являемся примером успешной деятельности на международном рынке.
Кэндзи Сибата
Генеральный директор "Тойота Бошоку"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .