В ожидании кластера: петербургский тяжпром привыкает к новой реальности

Для предприятий тяжпрома в Петербурге ключевым за­казчиком остаётся энерге­тика и нефтегазовый сектор. И хотя цены на энергоносители упа­ли, драматического сокращения ин­вестпрограмм это не спровоцирова­ло. Кроме того, производителям бла­гоприятствуют федеральные власти. В июле глава Минпромторга Денис Мантуров предложил создать в горо­де кластер энергомашиностроения, желая склонить к объединению уси­лий "Силовые машины", "РЭП Хол­динг" и Кировский завод.

Тягачи промышленности

Последний, правда, уже давно больше зарабатывает на проектах для сельского хозяйства — половину выручки группы обеспечивает входящий в неё Петербургский тракторный завод. Консолидированная выручка группы в 2019 году составила 30,4 млрд рублей, чистая прибыль — свыше 700 млн. По словам гендиректора Георгия Се­мененко, эти показатели могут вы­расти ещё на 10%. "Первое полугодие у нас лучше первого полугодия 2019-го, и по итогам года мы также ожида­ем положительную динамику", — за­явил Семененко. В спину Петербург­скому тракторному заводу уже ды­шит колпинское предприятие "ИЗ–Картэкс им. Коробкова", работающее на базе Ижорских заводов. В 2016 году компания вошла в машиностро­ительный дивизион Газпромбанка и с тех пор последовательно наращи­вала объём заказов. Если в 2015 году выручка составляла 3,4 млрд рублей, то в 2019-м — уже 14 млрд.
При этом заметно потеснился в 2019 году иностранный производи­тель. Выручка завода по изготовле­нию машин и оборудования для до бычи полезных ископаемых "Ка­терпиллар Тосно" упала с 8,4 млрд до 5,3 млрд рублей. Не принёс по­зитива и 2020 год. "Повышение кур­са местных валют из-за снижения мировых цен на нефть отрицатель­но влияет на динамику", — указы­вал в апреле Александр Шишакин, директор подразделения землерой­ной техники Caterpillar в России.

Турбинные интриги

Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Самой же сложной задачкой для ме­неджмента в 2019–2020 годах можно считать ситуацию на предприяти­ях АО "Силовые машины" Алексея Мордашова. Из-за санкций был при­остановлен крупный заказ во Вьет­наме, а компания показала в 2018 го­ду убыток 52,1 млрд рублей. В 2019-м его удалось сократить до 21,7 млрд, а за первое полугодие 2020-го — пока­зать прибыль 2 млрд рублей. "Поло­жительная динамика достигнута за счёт снятия барьеров и препятствий для исполнения текущего портфеля проектов с навёрстыванием отстава­ния, допущенного в прежние годы. Общий портфель заказов по итогам 2019 года составил 389,5 млрд рублей. Порядка 50% приходится на контрак­тацию в России и странах СНГ", — рассказали в компании.
В ноябре 2019 года была анонсиро­вана реформа управления активами. В результате реорганизации появи­лось четыре бизнес-единицы, объе­динённые по продуктовому призна­ку. Первая — это крупная генерация ("Силовые машины"). Вторая — ма­лая и средняя генерация (Калуж­ский турбинный завод). Третья — теплообменное оборудование (ТКЗ "Красный котельщик"). Четвёртая — электротехника ("Силовые маши­ны — завод Реостат"). Управлять ими будет недавно созданное ООО "Норд­ЭнергоГрупп", дочерняя компания "Севергрупп". Сейчас "Силовые ма­шины" завершают производство го­ловного образца первой российской тихоходной паровой турбины мощ­ностью 1250 МВт. Важнейший про­ект компании — создание отече­ственных газовых турбин средней и большой мощности. Его конечная цель — участие в программе по пе­ревооружению тепловых электро­станций. Общий объём програм­мы — 2 трлн рублей до 2031 года.
В борьбу за государственные день­ги могут включиться не только "Си­ловые машины", но и другой круп­ный машиностроитель Петербур­га — "РЭП Холдинг" (владеет ЗАО "Невский завод"). В конце 2019 го­да компания перешла под контроль "Газпромэнергохолдинга" и теперь наверняка будет обеспечена заказа­ми от газового гиганта. Стоимость сделки составила 53 млрд рублей, правда, большая часть суммы (43 млрд рублей) закрыла переуступку обязательств РЭПХ.
Формально "РЭП Холдинг" и "Си­ловые машины" являются конку­рентами в проекте по созданию га­зовой турбины большой мощно­сти. Также в технологической гонке сейчас участвуют СП "Интер РАО" и General Electric, о планах говорили в "Ростехе" и в Объединённой дви­гателестроительной корпорации. Однако нужно учесть предложение Минпромторга по созданию энер­гомашиностроительного кластера в Петербурге. "Если он будет создан, не исключено, что по каким-то ком­петенциям “РЭП Холдинг” и “Сило­вые машины” будут сотрудничать друг с другом, а по каким-то могут остаться конкурентами", — считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

Дело — труба

Особняком в тяжпроме стоят петер­бургские металлурги. В 2019 году у Ижорского трубного завода (ИТЗ, входит в "Северсталь") выручка сокра­тилась с 31 млрд до 25,2 млрд рублей, а прибыль упала с 4,1 млрд до 800 млн рублей. Тем не менее в 2020 году ком­пания смогла адаптироваться к новой реальности. В июле стало из­вестно, что ИТЗ поставит "Газпрому" 320 тыс. тонн труб. Сумма контрак­та составила 17 млрд рублей. "В первом полугодии объём продаж труб большого диаметра (ТБД) оставался на низком уровне в связи с особен­ностями ассортимента выпускаемой продукции, накоплением складских запасов и низким спросом на рынке", — отмечают в компании. — Во второй половине года в ответ на ослабление спроса на внутреннем рынке ИТЗ направил часть объёмов на экспорт. Сейчас в портфеле ИТЗ есть за­каз на поставку ТБД как на внутрен­ний рынок, например под проекты “НОВАТЭКа”, “Транснефти”, так и экспортные заказы".
Сейчас "Силовые машины" входят в то небольшое число мировых энергомашиностроительных компаний, которые имеют все возможности для самостоятельного выпуска на рынок энергетического оборудования любого типа.
Тимур Липатов
генеральный директор, "Силовые машины"
Наша техника работает в 40 странах мира, в том числе в Узбекистане, Монголии, Казахстане. Группа занимает лидирующую позицию на российском рынке канатных экскаваторов.
Ян Центер
генеральный директор, "УЗТМ–Картэкс"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .