Сектор "гос" на барабане: что помогло выжить легпрому Петербурга и Ленобласти

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей
Традицион­ным показа­телем "жиз­неспособности" промышленно­сти, лёгкой в том числе, всегда был индекс промыш­ленного производства (ИПП). Вот и сейчас любопытно сопоставить показатели 2018 и 2019 годов. Так, лишь в подотрасли "кожи и изделия из кожи" в Ленобласти наблюдалось падение: в 2019 году ИПП — 72,6% по сравнению с аналогичным пе­риодом годом ранее (в Петербурге — 103,5%). Зато как в подотрасли тек­стильных изделий, так и в сегмен­те производства одежды заметен не­большой рост: ИПП составил 101,1% и 129,4% в Петербурге соответствен­но, а в Ленобласти — 109,1% и 101,2%. И всё же в 2020–м о прошлогоднем ИПП говорить действительно разве что "любопытно", ведь основные из­менения начались, развились, моби­лизовали одних и привели к краху других буквально в течение несколь­ких месяцев.

Перебор в защите

По информации городского коми­тета по промышленности, в период с января по сентябрь 2020 года про­изошёл заметный спад объёмов от­груженной продукции. Так, по отно­шению к 2019 году показатель в под­отрасли производства текстиль­ных изделий — 84,4%, кожи и изделий из кожи — 73,2%, производства одежды — 64,2%. По словам директо­ра Центра прикладных исследова­ний и разработок НИУ ВШЭ в Петер­бурге Александра Курячего, в панде­мию сильнее всего пострадали пред­приятия, которые ориентированы на розничный рынок. Спокойнее же чувствовали себя компании, век­тор интереса которых — госзаказы: весной они смогли переключиться на пошив масок и защитных костю­мов. Хотя и этот ресурс оказался не­безграничен.
"Рынок спецодежды, и без того один из самых динамично развива­ющихся, в прошлом году вырос на 9%, а в текущем переживает настоящий бум. Производство за первое полуго­дие выросло на 34%", — даёт всерос­сийский контекст заместитель руко­водителя практики управленческого консалтинга группы "Деловой про­филь" Александра Шнипова. По её словам, сегодня российские пред­приятия могут выпускать до 19,5 млн масок в год. Производственные мощ­ности выросли в 32,5 раза по сравне­нию с началом года, когда выпускае­мых ранее 600 тыс. масок в год стало катастрофически не хватать.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Летом в АО "БТК групп" делились с "ДП" следующей статистикой: брен­дом Urban Tiger (входит в состав ком­пании) на собственных мощностях было отшито 15 тыс. масок и 37 тыс. медицинских костюмов. Именно эта мера частично поддержала бренд и компанию во время закрытия на карантин розничных магазинов.
"Рынок защитных масок перена­сыщен. По данным Минпромторга, на складах к началу ноября скопил­ся 141 млн масок, а производители уже стали останавливать их произ­водство. Планируется запретить им­порт из–за рубежа", — дополняет кар­тину Александра Шнипова.
Повышение спроса на медицин­скую спецодежду и маски наряду с отменой ли­цензирования их производства позволило мно­гим предприя­тиям перестро­ить ассортимент и быстро "вой­ти" на рынок. А затем совершить та­кой же быстрый вынужденный "вы­ход". Но и это не единственная про­блема с госзаказами.
"Ситуация с ними сложная: вы­игрывают предприятия, не имеющие ни производства, ни отно­шения к лёгкой промышленности. В итоге заказы от них идут на наши, местные производства, но по цене, по которой делать продукцию уже не слишком выгодно. Более того: одна из выигравших тендер компа­ний — “Росхимзащита” — в панде­мию дала нам заказы, но осталась должна петербургским предприя­тиям 26 млн рублей", — вспомина­ет директор Союза производителей изделий лёгкой промышленности Светлана Молчанова. И дополняет, что для реальной поддержки сферы необходимо пересматривать систе­му налогообложения и привлекать инвестиции. Также лёгкая промыш­ленность Петербурга и Ленобласти надеется на новый сегмент заказ­чиков — судостроительные компа­нии.

Пришлось подвинуться

Один из ежегодных лидеров "Топ–100" в отрасли лёгкой промышленно­сти АО "БТК групп", согласно СПАРК, в последний раз делилось финан­совой отчётностью ещё в 2018 году. А значит, сейчас компания не только уступает первую строку рейтинга, но и выбывает из него вовсе, давая место в тройке ООО "Август" (одёж­ная сеть Oodji) — компании, кото­рая несколько лет подряд сокраща­ла разрыв между верхними строка­ми и своим четвёртым местом.
В итоге тройка лидеров по выруч­ке в допандемийном 2019 году выглядит так. На третьем месте — ООО "Август" с показателем 9,75 млрд рублей, на втором — ООО "Концепт Груп" (бренды Concept Club, Acoola и InfinityLingerie) с выручкой 9,8 млрд, на первом — АО "Мэлон Фэшн Груп" (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и Sela) с 22,7 млрд. Приме­чательно, что в тройке лишь лидер — АО "Мэлон Фэшн Груп" — имеет положительную динамику роста (ска­чок с 17,2 млрд в 2018 году). В свою очередь, и "Концепт Груп", и "Август" потеряли в выручке: первые — около 1 млрд, вторые — чуть больше 250 млн.
Положение "Мэлон Фэшн Груп" по­зволяет компании думать не о выживании, а, например, о портрете в медиа и об общественном воспри­ятии. Именно в 2020–м один из брен­дов, входящих в группу, Sela, затеял реконцепцию. "От каждого продукта люди сейчас хотят особой истории, эмоций. Им неинтересно покупать просто одежду. Концептуальность бренда помогает ему выделиться и найти своего покупателя. Потому что это не одна какая–то фишка, а це­лый образ жизни, который мы пе­редаём вместе с одеждой", — делит­ся мнением директор по маркетин­гу Sela Алёна Повышева.
Итоги коронакризисного 2020 года подводить, разумеется, рано: не все госзаказы розданы, не все коллек­ции представлены (в зависимости от ниши). Ясно одно: на спокойное восстановление сферы в 2021 году надеяться рано. Помимо вызовов карантинно–пандемийного време­ни никуда не ушли и традиционные для Петербурга и Ленобласти проб­лемы — почти полное отсутствие производственной базы, трудности с поставками тканей и фурнитуры, ничтожно малый процент ква­лифицированных рабочих кадров (от швей до закройщиков). И этот пул сложностей выглядит куда бо­лее пролонгированным, чем временный карантин и закрытие роз­ницы в 2020 году.
Мы приблизились к цели и уже в начале 2020 года уверенно ворвались на олимп. Сегодня мы входим в топ продаваемых fashion–брендов на Wildberries и Lamoda.
Михаил Уржумцев
генеральный директор, "Мэлон Фэшн Груп"
Нам предстоит большая и серьёзная работа по обновлению брендов — от расширения линейки продуктов до изменения восприятия нашими покупателями самих брендов.
Елена Богомолова
генеральный директор, "Концепт Груп"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .