Страхование жизни набирает обороты с изменением структуры рынка

Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС

Рынок страхования жизни постепенно восстанавливает позиции: по итогам года он может вырасти на 5%. Но спрос на инвестиционные продукты, входящие в его структуру, сокращается.

Объём российского рынка страхования жизни по итогам 6 месяцев 2020 года сократился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценке "Эксперт РА", инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) занимает на нём долю 44%, накопительное (НСЖ) — 32%, жизни заёмщиков — 23%. Остальное приходится на пенсионное и прочие виды страхования жизни.
В III квартале рынок получил поддержку благодаря росту ипотечного кредитования и смене собственных стратегий: приоритет продаж сдвинулся с ИСЖ на НСЖ.
В результате за 9 месяцев общий объём собранных премий увеличился на 4,2%, до 300 млрд рублей.
По данным "Эксперт РА", ИСЖ по–прежнему показывает отрицательную динамику. НСЖ, напротив, увеличилось в объёме премий в 2 раза и удержало рынок от падения.
По итогам года оно может вырасти на 5–6%, до 430 млрд рублей, против сокращения на 9% в 2019 году, до 409 млрд с 452 млрд в 2018–м.

Налог как стимул

Падение спроса на ИСЖ эксперты связывают и с изменениями в государственной политике: введены новые требования для продаж этих продуктов, рынок активно борется с мисселингом.
"ИСЖ подходит для непрофессиональных инвесторов и тех, кто предпочитает инвестировать свободные деньги, выбирая из стратегий, предлагаемых профессионалами, — поясняют аналитики страховой компании “Согласие”. — НСЖ является финансовым инструментом для тех, кто, не имея сбережений, планирует накопить на запланированные цели путём регулярных отчислений с зарплаты или доходов, — ИСЖ требует разовых вложений, например на 5 лет, в НСЖ есть график регулярных платежей".
"Это означает, что социальный налоговый вычет можно получать ежегодно, а не один раз, как в ИСЖ, — отмечают в компании “Русский Стандарт страхование”. — Именно налоговые льготы являются важным фактором для роста страхования жизни".
Страховщики компенсируют падение рынка ИСЖ активным продвижением НСЖ, пропагандируя налоговые вычеты, и насыщая полисы сервисными составляющими (телемедицина, консьерж–сервис, медицинские чек–апы, лечение за рубежом и т. д.), и расширяя инвестиционные стратегии.
"Основным каналом продвижения НСЖ, так же как и ИСЖ, стал банковский: 80% премий по НСЖ за 6 месяцев 2020 года страховщики получили через банки, а доля банковского НСЖ за последние 2 года выросла на 8 процентных пунктов (п. п.)", — отмечают в "Эксперт РА".
По оценкам аналитиков, стратегия замещения сокращающегося ИСЖ привела к тому, что три четверти полисов НСЖ продаются со сроком от 2 до 10 лет, тогда как доля долгосрочных полисов (более 10 лет) постепенно снижается, и по итогам первого полугодия 2020 года она составила 21%.

Успех вчерашнего дня

По данным ЦБ РФ, средняя доходность по трёхлетним полисам ИСЖ, завершившимся в течение 9 месяцев 2020 года, составила 4,2% годовых, по пятилетним — 3,1%. Текущий уровень инфляции равен 3%, максимальная ставка по депозитам в топ–10 банков с наибольшими объёмами депозитов физлиц — 4,5% годовых.
Доходность ИСЖ даже у разных полисов одной и той же компании может заметно отличаться.
"Говорить о среднем значении не совсем корректно, каждая стратегия отыгрывается по–разному: в одном случае доходность будет около нуля, в другом — превышать 30% годовых", — отмечают в "Уралсиб жизнь".
По мнению участников рынка, сокращение спроса на ИСЖ из–за низкой доходности может быть объяснено фактором "погони за модой": инвесторы начинают вкладывать в направления, которые росли в последние годы. Но потенциал прироста может быть уже исчерпан.
"Продаётся успех вчерашнего дня, а нужно угадать, что будет расти в последующие 3–5 лет. И данное направление сегодня может быть не на слуху, и с точки зрения маркетинга оно менее привлекательно, чем модное, но уже исчерпавшее себя", — считают в компании "Русский Стандарт страхование".
За последние несколько месяцев на показатели доходности ИСЖ заметно повлиял курс доллара. Многие страховщики покупают опционы для ИСЖ за доллары, поэтому динамика его курса в течение всего срока действия договора увеличивает доходность. При этом из–за коронакризиса мировые финансовые рынки очень волатильны и мало какие инвестиционные стратегии показывают устойчивый рост.
По мнению аналитиков "Согласия", в будущем году ИСЖ сохранит свои позиции как продукт для среднесрочного инвестирования.
"Время ежегодного двузначного процентного роста рынка прошло, ИСЖ стабилизировалось на текущем уровне, — считают в компании “Русский Стандарт страхование”. — Продукт будет совершенствоваться, а его потребитель — становиться более грамотным. Сам рынок на текущий момент составляет всего несколько процентов от объёма банковских депозитов, поэтому потенциал для роста есть".
По состоянию на 30 сентября средняя доходность по классическим стратегиям ИСЖ в рублях в "Сбербанк страхование жизни" составляет 5,1% годовых, при этом у 10% клиентов средняя доходность — 9,3% годовых и выше. Её получают владельцы полисов по окончании действия договоров при условии отсутствия глобальных потрясений на рынках. Наибольшую долю в общем объёме собранных премий ИСЖ занимало в 2018 году — 69%. По итогам 2019 года его доля снизилась до 42%. Уже по итогам 9 месяцев 2020 года львиную долю собранных премий занимает НСЖ — 48%. Сегмент ИСЖ снизил свою долю до 13%.
Ольга Монахова
исполнительный директор дивизиона "Инвестиции и накопления" Сбербанка
Спрос на ИСЖ рос и продолжает расти, этому есть несколько логических причин: снижение ставок по депозитам, обеспечение 100%–ной защиты капитала, популяризация инвестиций со стороны государства, наличие налоговых льгот. Но у всех плюсов есть и обратная сторона: необходимость обеспечивать высокие гарантии и защиту капитала не даёт возможности обеспечить абсолютно всем покупателям полисов высокую и гарантированную доходность. ИСЖ будет и дальше занимать большую долю на рынке. Продукт проходит постоянное совершенствование (увеличивается количество и сложность активов), появилась возможность активно управлять договором и даже делать взносы в рассрочку. То есть продукт и рынок активно развиваются, и пока серьёзных альтернатив нет.
Виктор Дубровин
вице–президент ВСС