На волне отложенного спроса: автодилеры Петербурга упали на дно и снова поднялись

Автор фото: Ермохин Сергей
В авторетейле Петербурга ра­ботает более 30 тыс. чело­век, а общий объём отчис­лений отрасли в бюджетную систе­му, по оценкам самих участников рынка, составляет 20 млрд рублей в год. Дилерские автоцентры горо­да в 2020 году с трудом пережили нерабочую весну, а после столкну­лись со взрывом спроса со стороны покупателей и небывалым дефици­том машин почти по всем брендам. И пока устояли.

Миллиардные потери

Открыться в обычном режиме авто­дилерам разрешили лишь в начале июня. Правда, только по предвари­тельной записи и без тест-драйвов, но они были рады и этому. По под­счётам Russian Automotive Market Research, за январь–февраль 2020-го в стране было продано новых легко­вых автомобилей на 367,6 млрд руб­лей (+21% к аналогичному перио­ду прошлого года). Из них 31,2 млрд потратили покупатели в Петербур­ге. Таким образом, только один ме­сяц простоя обошёлся авторетейлу примерно в 10 млрд рублей.
За это время почти все дилеры за­пустили или развивали собствен­ные онлайн-сервисы. Фактически они представляли собой онлайн–бронирование с предоплатой. При этом участники рынка столкну­лись с множеством нюансов, учесть которые в дистанционных прода­жах было невозможно. Например, как на расстоянии оценить автомо­биль, сдаваемый в trade-in?
С помощью онлайн-сервисов про­давать автомобили удавалось, но таких сделок всё же было немного. За нерабочий апрель в Петербурге было продано на 73% меньше новых легковых автомобилей, чем за анало­гичный месяц прошлого года, то есть всего 2,6 тыс., подсчитали в аналити­ческом агентстве "Автостат". В свою очередь, объём рынка подержанных легковушек за этот период сократил­ся на 51%, до 7 тыс. единиц.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
С января по сентябрь рекомендо­ванные розничные цены на новые легковые машины в России вырос­ли в среднем на 12%, подсчитали в "Автостате". Увеличилась и общая сумма, которая в стране потрачена на обновление автопарка. В сентябре 2020-го покупатели в России приоб­рели легковых машин на 209,4 млрд рублей по сравнению со 179 млрд в сентябре прошлого года, отмеча­ют в "Автостат Инфо".

Драйверы роста

Один из главных факторов, который с начала лета подстёгивает спрос, — опасение дальнейшего ослабления рубля. Потребители пытаются обе­зопасить свои накопления за счёт по­купки машин или недвижимости, особенно в среднем и премиальном сегментах, полагает генеральный ди­ректор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва. По её оценке, стимулом для покупки автомобиля стало и закрытие международных границ из-за пандемии, вследствие чего у лю­дей освободились средства, отложен­ные на отпуск.
Третья причина оживления рынка — накопленный отложен­ный спрос, полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Калачев. Он напо­минает, что в период весеннего локдауна продажи автомобилей обва­лились главным образом из-за того, что автосалоны были закрыты, а лю­ди сидели по домам. По мнению ана­литика, восстановлению прежних объёмов рынка будет мешать рост стоимости автомобилей и сниже­ние доходов в ходе экономического кризиса.
"Но есть и факторы поддержки. Это снижение ключевой ставки ЦБ, вслед за которой уменьшаются кре­дитные ставки, а также расширение программы поддержки автопроиз­водителей через стимулирование спроса", — отмечает Калачев.

Наращивая дефицит

Весенняя остановка заводов и после­довавшие за ней традиционные лет­ние каникулы, когда на производ­ствах налаживают и модернизиру­ют оборудование, привели к дефи­циту автомобилей. Пожалуй, впер­вые за долгое время авторетейл столкнулся с фактически пустыми складами. Но участникам рынка та­кая ситуация скорее на руку, ведь часть потребителей не готова ждать и покупает более дорогие комплек­тации.
К осени очередь на самые ходовые комплектации в Петербурге растя­нулась до 2 месяцев. В то же время продавцы увеличивают число до­полнительных опций, установлен­ных на модели в наличии. Автосало­ны уже давно зарабатывают на про­даже дополнительного оборудования и, очевидно, стали продавать маши­ны с большим, чем раньше, количе­ством уже установленных опций.
Пока дефицит не оказывает суще­ственного влияния на рынок: спрос тоже растёт. В сентябре 2020 года в Петербурге было продано 13,4 тыс. новых легковых автомобилей — на 6% больше, чем годом ранее, под­считали в аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб". И этот показа­тель увеличивался уже третий ме­сяц подряд.
Всего же в январе–сентябре в городе было продано 95,1 тыс. машин, что на 15 % меньше, чем за аналогич­ный период прошлого года. С учётом сокрушительной весны это падение не такое сильное, каким могло быть. К покупке "здесь и сейчас" горожан подстёгивает и вторая волна панде­мии, из-за которой может быть сно­ва введён карантин, и рост рекомен­дуемых розничных цен на автомо­били, и непрогнозируемый курс рубля к иностранной валюте после президентских выборов в США.
Долю Петербурга в общем объё­ме продаж автомобилей в России по итогам 9 месяцев аналитики оце­нивают в 8,7% (год назад за аналогич­ный период — 8,8 %).

Крупные сделки

Пожалуй, крупнейшей сделкой в авторетейле города стала продажа 10 салонов группы компаний "Мега-Авто", которая состоялась в конце 2019-го — начале 2020 года. Покупа­телем основных активов — семи ав­тоцентров — стала Объединённая автомобильная корпорация — РРТ (ОАК-РРТ), контролируемая Олегом Барабановым. Три из них располо­жены в Петербурге: это официаль­ный дилер Mazda "Автопойнт" и ди­лер Mitsubishi "Галант-Авто" на ули­це Хошимина, а также "Галант-Авто Жукова" (Mitsubishi). В сделке уча­ствовал банк "Санкт-Петербург", он структурировал реорганизацию "Мега-Авто". Эксперты предполага­ли, что продажа части активов авто­дилера была вызвана требованием банка погасить кредит, а выручка от сделки как раз могла быть направ­лена на погашение задолженности.
Значительную активность на рын­ке проявил также холдинг "Аларм–Моторс", который взял в портфель несколько новых брендов (в основ­ном китайские), а также купил у ОАК-РРТ дилерский центр на Вы­боргском шоссе, выставив в нём Mazda и Geely. В свою очередь, ОАК-РРТ перевела оттуда Nissan в свой дилерский центр на улице Хошими­на, приобретённый у "Мега-Авто".
Ещё одной крупной сделкой ста­ла покупка дилерского центра Volkswagen на Рыбинской улице, ко­торый перешёл от "Мега-Авто" к хол­дингу "Максимум". К осени хол­динг также открыл крупный авто­салон с подержанными автомоби­лями на Транспортной территории в Мурино.
Холдинг основан на принципах сотрудничества с лучшими в своей области партнёрами и подрядчиками. Выстроенные бизнес-процессы позволяют достигать высоких результатов.
Дмитрий Троицкий
"Мега–Авто", владелец
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .