"В поисках Шамбалы": духовные эксперименты Николая Рериха

"Николай Рерих. В поисках Шамбалы" в корпусе Бенуа Русского музея.

Мода на него — неотъемлемая часть эпохи перестройки. Тогда его книги издавались большими тиражами, были часты выставки, создавались музеи, посвящённые наследию семьи. Этот взрыв интереса был подготовлен ещё в 1970–1980–е, на протяжении которых сформировались культ Рериха и сообщество его духовных последователей. Последние 10–15 лет имя, конечно, оставалось на слуху, но не более того.
Память об этой чрезвычайно деятельной и важной не только для искусства и культуры, но и для мировой политики фигуре хранят люди, причастные к разным сферам жизни. В Нью–Йорке работает рериховский музей — международный религиозно–культурный центр. В Индии Рерих причислен к святым. В России, пожалуй, самое большое в мире сообщество его поклонников и последователей. Не говоря о том, что и в усадьбе в Изваре, где он рос, и в особняке Боткина, где находится его музей, жизнь не утихала даже этой весной и летом.
Как бы ни относиться к Союзу художников, но факт в том, что он располагается в здании Общества поощрения художеств, которое Рерих реформировал, будучи его руководителем в начале ХХ века. Ну а роль этого художника в истории русского искусства и в истории археологических разысканий российской древности сложно переоценить.
В общем, новая выставка Рериха напрашивалась. И от неё можно было бы ожидать разных сюжетных поворотов, поскольку здесь можно в равной степени повести разговор и о дипломатии, и о религии, и об истории науки, и собственно об искусстве. В Русском музее решили ограничиться последним, сделав акцент на духовных экспериментах Рериха.
Это, конечно, разумно и понятно для аудитории — на данный момент местной, русской. Иностранных туристов сейчас немного. Тем интереснее вернуться к традиционному образу художника–духовидца и увидеть ряд редко выставлявшихся вещей. Жаль только, что не учтена, например, недавняя биография, написанная Эрнстом фон Вальденфельсом, которая во многом по–новому представляет, казалось бы, хорошо знакомую нам фигуру.
Впрочем, сейчас и в самом деле не лучшее время корректировать сложившиеся имиджи.