Тяжёлая травма: фитнес-индустрию Петербурга отправили в нокаут

Из-за пандемии продажи фитнес-услуг в Петербур­ге и Ленобласти в 2020 году упали на 50–60%. 3 месяца клубы бы­ли фактически закрыты, с июля ра­ботают с ограничениями. Попытки проводить тренировки онлайн успе­хом не увенчались.
Правительство Петербурга поправ­ками в постановление №121 с 26 мар­та запретило спортивную подготов­ку в помещениях физкультурно-спортивных организаций. Запрет многократно продлевался. В итоге начать приём фитнес-клубы смог­ли лишь 6 июля. И то не все. Многие студии были размещены в ТЦ, за­крытых до августа. По данным ас­социации "Национальное фитнес-сообщество" (НФС), доля таких клу­бов в Петербурге составляет 25%.
Большая часть периода закрытия со­впала с высоким сезоном для фитнес-индустрии. Март–апрель — время, когда люди начинают подготовку к лету. Представители отрасли гово­рят, что в это время клубы работают с пиковой загрузкой. Однако вме­сто подсчёта доходов менеджерам и управленцам индустрии пришлось разрабатывать инструменты для при­влечения клиентов и искать способы хоть как-то остаться на плаву.

Фитнес на изоляции

В том же 121-м постановлении гово­рится, что спортивную подготовку необходимо осуществлять с исполь­зованием дистанционных техноло­гий. Однако заниматься фитнесом перед экраном монитора почему-то захотели далеко не все клиенты. Остальным бизнес оказался не готов что-то оперативно предложить.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
"Некоторые европейские клубы разрабатывали онлайн–программы задолго до пандемии, поскольку ви­дели в этом новый тренд", — отмечает Ирина Чирва, соучредитель фитнес-сети "Тонус клуб". Но без готового бизнес–плана формат обречён на провал. Как выяснилось, и ауди­тория также была не готова к измене­ниям, рост спроса на фитнес-услуги онлайн составил не более 10%.
По словам идеолога петербургской сети Hot Yoga 36 Максима Хорохорина, большинство клубов публикова­ли свои мастер-классы онлайн бес­платно. Впрочем, появлялись пред­ложения о проведении платных марафонов. Но, как правило, такие инициативы исходили от предпри­нимателей без успешных проектов.
Альтернативой онлайну в услови­ях карантина стали персональные занятия с тренерами на свежем воз­духе. "Многие тренеры преврати­лись в предпринимателей, но не все способны вести коммерческую деятельность", — добавляет Ирина Чирва. Те, кому это всё-таки удалось, из наёмных сотрудников превра­тились в бизнесменов.
Открывшись летом, фитнес-клубы недосчитались клиентов, но были вынуждены тратить деньги на выполнение требований Роспотреб­надзора (расстояние между трена­жёрами должно составлять 1,5 м, а между посетителями — 2,5–3 м). Данные ограничения рушили эко­номику простого клуба, где попро­сту нет места, чтобы правильно рас­ставить оборудование.
"Многим пришлось с нуля строить вентиляционную систему, нани­мать клининговую компанию и про­водить дезинфекцию. Оказывается, многие залы работали без этого", — отмечает Максим Хорохорин. Поми­мо плановых затрат к дополнитель­ным добавились средства на закуп­ку бактерицидных ламп, защитных экранов, масок и перчаток.

Массовые убытки

Директор по операционному направ­лению и фитнесу X-Fit Ирина Троска отмечает: по сравнению с 2019 годом продажи снизились на 40%. Сейчас компания продолжает нести убыт­ки, при этом восстановления спроса до уровня прошлого года пока не наблюдается. В среднем, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), падение про­даж на фитнес-услуги в Петербурге и Ленобласти составило 50–60%.
Согласно письму НФС, отправлен­ному в Роспотребнадзор, с апреля 2020 года сфера фитнеса потеряла более 51 млрд рублей — почти треть выручки за весь прошлый год.
"До пандемии объём рынка оце­нивался в 167 млрд рублей, на кото­ром присутствовало 13 тыс. фитнес-клубов. Во время самоизоляциина фоне первой волны коронавиру­са закрылись 30% игроков", — гово­рится в документе. Те же, кто вы­жил, обременены долгами по арен­де, жилищно-коммунальным услу­гам и кредитам.
Утешением для отрасли может стать разве что внесение прави­тельством в Госдуму поправок в На­логовый кодекс, предусматриваю­щих налоговый вычет на фитнес-услуги для граждан. Его максималь­ная сумма составит 15,6 тыс. рублей в год (13% от 120 тыс. рублей). Но пока это единственная мера.

Борьба за внимание

Ксения Каблукова, совладелец пе­тербургской сети спортивных сту­дий "NeoДжоуль", отмечает, что мно­гие клиенты не возвращаются в клу­бы из-за опасений заразиться коро­навирусом. Нынешняя ситуация оказывает психологическое дав­ление на клиентов. "Если в 2019 го­ду мы конкурировали с други­ми фитнес-клубами, то в этом го­ду главный конкурент — информа­ционный шум и психологический навес", — считает она. На фоне но­востной повестки перестала рабо­тать реклама. "Люди больше обра­щают внимание на цифры заболе­ваемости в городе, чем на предло­жения фитнес-клубов", — добавля­ет Ксения Каблукова.
Впрочем, эксперты полагают, что кризисный для фитнеса 2020 год в скором времени сформирует тренд на повышение иммунитета через занятия спортом. Страх и желание обезопасить себя от болезней могут стать стимулами и к восстановлению фитнес-индустрии. Меняются и сами игроки: по словам Натальи Борулько, главы петербургского пред­ставительства АОФИ, в текущем году во многих регионах ускорился про­цесс объединения компаний, владе­ющих студиями и клубами.
Неважно, какую именно цель вы преследуете, главное одно — у нас нет практически никаких ограничений на занятия фитнесом. Политика клуба основана на ценовой доступности при высоком уровне сервиса.
Вячеслав Калинин
"Фитнес ЮЗ", генеральный директор
Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому отслеживаем все новинки на рынке и внедряем у себя наиболее эффективные.
Алексей Ковалёв
"Алекс Фитнес", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .