Выживательная позиция: Петербург стал самым пострадавшим travel-регионом РФ

Петербург среди всех россий­ских регионов стал самым пострадавшим туристиче­ским travel-направлением в 2020 году. На фоне прогноза Ассоциации туроператоров России (АТОР) о падении внутреннего туристическо­го потока в России на 30% городской трафик снизился на 74%. В профиль­ном городском комитете прогнози­руют, что по итогам года количе­ство туристов, посетивших Север­ную столицу, будет в 5,5 раза мень­ше, чем в 2019-м.

Рухнувшие планы

В докоронакризисные годы туризм обеспечивал весомый вклад в ВРП Петербурга: например, в 2019 году это было 4,4%, или 209 млрд руб­лей. По итогам прошлого года тури­сты потратили в музеях, магазинах и кофейнях 376,8 млрд рублей. Кро­ме того, туризм обеспечивал 12,5% всего экспорта Петербурга и 44,5% его неэнергетического и несырьевого экспорта. Бизнес туроператоров из-за пандемии понёс колоссальные потери. Директор Лиги туроперато­ров Санкт-Петербурга Кирилл Соко­лов отмечает, что в 2020 году говорить о каком-либо развитии отрасли слож­но: по итогам первых трёх кварталов турпоток на въездном туризме сни­зился на 100%, на выездном — на 90%, на внутреннем — на 80% по сравне­нию с тем же периодом годом ранее.
При этом в ANEX Tour 2020-й на­зывают знаковым для развития внутреннего туризма. Повлияли на спрос акции кешбэков Ростуриз­ма на поездки по России, считают в компании.
"Примечательно, что интерес кли­ентов travel-рынка смещался к ин­дивидуальному (семейному) туриз­му, экотуризму. Укрепляется так­же тенденция на внутренний кор­поративный туризм и working from anywhere. В России большое коли­чество невероятных локаций, кото­рые могут вдохновить на достиже­ние новых бизнес-целей", — указы­вает Анастасия Трушина, директор по развитию компании "СканТур".
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Однако петербургские участники рынка отмечают, что продажи туров внутри страны если и смогли ком­пенсировать недополученные сред­ства, то лишь частично. Коммерче­ский директор организатора автобусных туров "Вест тревел" Сергей Хохлов отмечает, что для его компа­нии переориентация на российские направления оказалась дискомфорт­ной. "Для нас опыт продаж внутрен­них направлений был не главным. Мы открыли продажи на такие направления, как Карелия, Калинин­град, путешествия по "Золотому кольцу" и на Байкал, но спрос на них был низким. В целом спрос на услу­ги нашей компании упал очень зна­чительно, — сетует он. — Мы стали предлагать туристам те же направ­ления, что и другие игроки рынка. Открывать новые сейчас нерента­бельно: инвестиции просто не оку­пятся".
"С закрытием границ туры по Рос­сии, конечно, продавались. Покупать их стали туристы, которые раньше даже не задумывались о таком вари­анте проведения отпуска, — отмеча­ет генеральный директор Бюро путе­шествий “Мандарин” Анжелика Ан­дреева. — Но говорить, что они ста­ли спасательным кругом для бизне­са, не приходится. Это вынужденная мера, борьба за выживание". По сло­вам Андреевой, летом спросом поль­зовались речные круизы, продава­лись путёвки в Сочи и Крым. Осенью и зимой эти направления логично теряют популярность.
Спрос на внутренние поездки не­сколько сдерживает существующий стереотип, что для путешествий по России туроператор в принципе не нужен. Ведь близлежащие регио­ны можно посетить и на личном ав­томобиле.
Анжелика Андреева отмечает, что в условиях кризиса многие гостиницы стали предлагать посетителям бронь без предоплаты, которую не­возможно осуществить через туропе­ратора. Это тоже привлекает "диких" туристов. Также для путешествен­ников сейчас доступна возможность зарезервировать номера в загранич­ных отелях на 2021 год с символиче­ской предоплатой (до 3 тыс. рублей). Но пока люди неохотно пользуются этой возможностью, поскольку нет понимания, как ситуация будет раз­виваться дальше.
"При путешествиях внутри стра­ны люди используют услуги туропе­ратора, но скорее в целях экономии и удобства. Например, на канику­лы в Мурманск, чтобы посмотреть на северное сияние, проще отпра­виться специально организованным чартерным рейсом. Хотя с точки зре­ния трат туроператор выигрывает у самостоятельной организации та­кой поездки, особенно если человек планирует экскурсионный марш­рут", — указывает Сергей Хохлов.

Смена лидеров

Говорить, что внутренний туризм стал развиваться только в 2020 году и только благодаря большим феде­ральным игрокам, было бы странно, считает генеральный директор турфирмы "Петербургская мозаика" Ма­рина Любимова. "Уже в начале марта, когда пандемия не была официально объявлена, но заболеваемость росла, поток туристов снизился. На весен­ние каникулы школьники в город не приехали, а с закрытием музеев и введением ограничений работы ре­сторанов комфортность пребывания в Северной столице упала ещё силь­нее. Осенью ситуация оказалась ана­логичной. Плюс из-за рекомендаций по поездкам для людей старше 65 лет мы на время лишились целой кате­гории туристов. Да и доходы населе­ния заметно изменились: люди ста­ли экономить на путешествиях", — рассказывает она.
Рождественские туры в Петербург компания не отме­няла, но прогнозировать, какую вы­ручку они принесут туроператорам, пока преждевременно. "По опыту Ев­ропы мы видим, что музеи и ресто­раны снова закрываются. К тому же я бы не сказала, что спрос на поездки в Петербург у жителей других регио­нов сейчас высок. Даже те, кто не от ­казался от этой идеи, занимают вы­жидательную позицию", — добавля­ет эксперт.
Миссия компании "Бест Драйв" — благоприятная, комфортная и эффективная поездка в Рос­сию для каждого гостя.
Кира Журавская
"Бест Драйв", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .