Экраном к экрану: может ли искусственный разум заменить врачей

Автор фото: ТАСС

Дистанционные консультации всё чаще заменяют офлайн–приём у врача. Тем временем искусственный интеллект готовится взять общение с пациентом на себя.

По данным VEB Ventures, объём инвестиций в цифровое здравоохранение вырос на 72% за I квартал 2020 года. Как считает руководитель направления Digital Health фонда "Сколково" Сергей Воинов, телемедицинский рынок показывает небывалый рост. "В этом году, например, “ВЭБ.РФ” инвестировал 1 млрд рублей в компанию “Доктор рядом”. Нужно учесть, что он вкладывался не только в покупку клиники, но и в развитие телемедицинских сервисов поверх тех медицинских активов, которые есть в компании. Такой объём инвестиций на технологическом рынке России — это довольно существенные цифры. Ещё 2 года назад это были единичные сделки, сейчас их уже несколько в год", — отмечает он.
Опрошенные "ДП" эксперты подчёркивают: медицина — крайне архаичная область. Инновации, которые появляются в ИТ–компаниях и присутствуют на любом другом рынке, медленно проникают в сферу здравоохранения. Это связано с тем, что в медицине существует множество этических, регуляторных ограничений, связанных с безопасностью пациента, поясняет Сергей Воинов. Однако найден некий баланс между рисками и полезным эффектом от телемедицины. "Можно видеть, как цифровые сервисы начинают появляться в страховых продуктах, в частности ДМС. Недавно в ряде регионов заработал проект по внедрению телемедицинских услуг в ОМС", — подчёркивает эксперт.
Скепсис клиентов также уходит на второй план, и цифровые сервисы воспринимают серьёзнее. "Раньше сложно было объяснить ценность консультации за 500 рублей при возможности сходить в поликлинику бесплатно и получить более полную услугу. Теперь пациента в поликлинику не загонишь палкой. Все боятся вируса и предпочитают не рисковать", — считает соучредитель и коммерческий директор приложений для медиков mPro Евгений Табунин. Эксперты "Страховка.Ру" исследовали запросы россиян в интернете и подсчитали, что спрос на дистанционные консультации врачей в первом полугодии 2020 года вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Из–за коронавирусной инфекции количество срочных консультаций пользователей увеличилось более чем в 2 раза в сравнении с предыдущими годами, рассказали "ДП" в компании "Мобильные медицинские технологии".
Как сообщает основатель петербургской платформы "Здоровье.ру" Эрик Бровко, аудитория их приложения за 2020 год выросла более чем в 10 раз: сервис используют более 280 тыс. человек, из которых 30% — петербуржцы. Он объясняет рост активности повышением доверия к цифровому здравоохранению вследствие пандемии.
Основное изменение в клиентском поведении, по словам экспертов, — это более "серьёзные" обращения. Если в начале года "дистанционные" пациенты обращались с жалобами на симптомы ОРВИ, то сейчас фокус их внимания сместился на заболевания, которые требуют консультации узких специалистов.

Интеграция онлайн–доктора

Компании — разработчики медицинского ПО, работающие по модели b2b, также хвастаются приростом клиентов. Количество клиник, с которыми работает и работал ONDOC в этом году, выросло более чем на 50% в сравнении с 2019 годом. Это около 200 клиник в России и Европе, более 35% из них — из Северо–Западного ФО, сообщил "ДП" СЕО ONDOC Александр Константинов.
Во время "пиков COVID" пользователи сервиса провели за удалёнными беседами с докторами более 3 тыс. часов. Самыми популярными направлениями для получения телемедицинской консультации являются гинекология, педиатрия, травматология и гастроэнтерология. Также велик спрос на терапевтов, отмечают в компании. "Часто врачи отвечают на срочные вопросы о здоровье, сопровождают пациентов в процессе лечения и после него. Удалённое наблюдение за состоянием пациентов используется клиниками после хирургических операций, для пациентов с хроническими заболеваниями и беременных", — говорит Александр Константинов.
Петербургская компания–разработчик "Виста" тоже отмечает прирост заказчиков: в 2020 году в ряду клиентов появилось 11 новых медицинских организаций, восемь из них — из города на Неве. Помимо "стандартной" консультации доктора с пациентом есть ещё и сервис для удалённого приёма родственников пациента врачом.
Консультации востребованы не только среди пациентов, но и среди медицинских работников, подчёркивает Евгений Табунин. Каждая больница может по каналу Минздрава обратиться за помощью в федеральные центры экспертизы. "Это самые “топовые” медицинские учреждения страны в Москве или Петербурге. К этому решению прибегают в сложных случаях. Эти консультации бесплатны для пациента, проводятся в строгом соответствии с требованиями законодательства. Рост по сравнению с прошлым годом в разы, а по отдельным регионам — в десятки раз", — говорит он.

Digital–лекарь

Опасаться того, что вскоре специалистов в белых халатах заменят роботы, не стоит. Однако же искусственный интеллект может стать большим подспорьем для врачей при консультации пациентов. В России уже разработано несколько систем класса "симптом–чекер". Идея заключается в общении пациента с чат–ботом, который выясняет анамнез заболевания. По результатам беседы ИИ не ставит диагноз, а лишь указывает на вероятные диагнозы и может подсказать, к какому врачу лучше обратиться.
По словам Сергея Воинова, лучше всего себя показывают специализированные чаты. В России уже существует несколько таких продуктов. Например, чат–бот Ева для женской консультации от компании Doc+ или система диагностики "Спектрограмма" от "Герофарм", которая помогает выявлять нарушения речи у детей от 2 до 6 лет. Эксперт считает, что такие узконаправленные сервисы выдают более релевантный результат. В то же время боты широкого применения могут быть не всегда этичными. "У данной технологии есть ряд этических ограничений. Сама идея чат–бота для пациента — хороший маркетинг, но это не всегда полезно. Опасность кроется в том, что клиента можно напугать. Довольно часто среди вероятных диагнозов будут показаны и серьёзные заболевания. Такие инструменты должны быть не в руках пациента, а у врача, который может правильно интерпретировать результаты", — подчёркивает Сергей Воинов. При этом очевидную пользу инструмента эксперт не отрицает.
"Сейчас у врача 9 минут на приём, 3–4 минуты из этого времени — выяснение анамнеза. Когда пациент приходит уже с данными от такого чат–бота, врач может уделить больше времени осмотру и другим процедурам", — говорит он.