Кешбэк не спасает: новогодние ограничения обнулили щедрость Ростуризма

Автор фото: Тихонов Михаил
Туристы на Дворцовой площади, сентябрь 2020 года.
Акция Ростуризма, позволяющая вернуть до 20% от стоимости тура, завершилась 5 декабря. Петербургские туроператоры в целом положительно оценивают её результаты. Многим она действительно помогла сохранить и даже увеличить продажи. Однако в некоторых компаниях признаются, что, несмотря на акцию, спрос на услуги турбизнеса в 2020 году стремился к нулю.

Ощутимая помощь

"Программа стимулирования путешествий по России — это отличный кейс как для представителей турбизнеса, так и для туристов. В период такой непростой экономической ситуации она отлично выполнила роль механизма, отвечающего за стимулирование сбыта. Многие смогли себе позволить провести время в путешествии и открыть для себя Россию", — говорит директор по развитию "СканТур" Анастасия Трушина.
По её словам, с 15 октября по 5 декабря порядка 20% туров были оформлены именно по этой программе. Из негативных моментов в работе программы Анастасия Трушина отмечает технические сбои и задержки в начислении кешбэка.
Довольны программой и в компании "Дельфин". Там сообщили о приросте продаж за период второго этапа (с 15 октября по 3 декабря) на 43% год к году. "Рост обеспечили такие направления, как Краснодарский край и Крым (как и летом). Эти два направления были популярны весь год и сейчас “наследуют” летние рекорды. Доля туров, проданных с кешбэком, составила 36%, — рассказывает генеральный директор туроператора Сергей Ромашкин. — При этом влияние кешбэка различно по разным регионам: популярные становятся ещё популярнее, аутсайдерам акция не помогает".
Среди направлений, обеспечивающих лидерство по росту продаж, Ромашкин называет Краснодарский край (без Красной Поляны) (+78%), Крым (+82%), Красную Поляну (+125%). В числе аутсайдеров: Москва (–64%), Золотое кольцо (–38%), Кавказские Минеральные Воды (–22%) и, увы, Петербург (–40%). Среди жителей Северной столицы самыми популярными направлениями были те же Краснодарский край, Крым и Кавминводы, но к ним прибавилась Карелия. Средняя стоимость поездки составила 24,3 тыс. рублей на человека.
В бюро путешествий "Мандарин" всплеск спроса почувствовали в начале второго этапа программы (после 15 октября). "Было заметно, что клиенты ждали этого момента и начали покупать путёвки. К тому же центрам бронирования разрешили участвовать в программе, что упростило нам задачу. В первый же этап акции особого роста продаж мы не почувствовали", — поделилась генеральный директор компании Анжелика Андреева.

Выживает умнейший

В целом туроператоры согласны, что посыл программы был позитивным, но насколько удалось спасти ситуацию каждой конкретной компании — большой вопрос. Коммерческий директор организатора автобусных туров "Вест тревел" Сергей Хохлов отмечает, что, несмотря на все акции поддержки, продаж у его компаний в этом году было мало. "За время второго этапа программы мы не наблюдали большой очереди из клиентов, хотя 20% — приличная скидка. Для путешественников ситуация тоже оказалась противоречивой: с одной стороны, надо ехать, с другой — лучше подождать. А продажи билетов на новогодние туры вовсе можно оценить только на два с плюсом", — говорит Хохлов.
В компании ANEX Tour отмечают эффективность акции, но в компании считают не совсем корректным называть её "спасательным кругом" саму по себе. "Наибольшее количество бронирований по акции кешбэка было по направлениям Шерегеш, Калининград, Сочи, горнолыжные курорты Кавказа. Такие результаты объясняются тем, что с нашей стороны были подготовлены новые туры, а также новые предложения по другим направлениям", — считают в компании.

Поворот оверкиль

"Программа, безусловно, помогла туроператорам не лишиться продаж в принципе. До 50% туров по России были проданы петербургскими компаниями именно с кешбэком, это дало некоторый стимул для бизнеса и для туристов, у которых ещё остались деньги на поездки по стране, — подчёркивает директор Лиги туроператоров Петербурга Кирилл Соколов. — Другое дело, что 2 декабря губернатор Беглов полностью перечеркнул действие этой программы своим постановлением о запрете работы учреждений культуры и ресторанов в новогодние праздники".
Действительно, больше всего вопросов у туроператоров вызывают как раз новогодние ограничения. У многих компаний путёвки уже проданы, туры проплачены. "После постановления клиенты пойдут к турфирмам с претензиями и требованием вернуть им деньги, а у операторов их просто нет. Получается, что сначала Ростуризм протягивает компаниям руку помощи, а потом правительство города лишает их всякой надежды. Решения поспешные и необдуманные: бизнес спрашивает, что делать, а власть молчит", — парирует генеральный директор ООО "Драйв Тур" Кира Журавская. Эксперт отдельно подчёркивает: в Петербурге значительную часть налогов обеспечивает туризм. По подсчётам Смольного, отрасль давала 4,4–6% ВРП. Ковидный год привёл к снижению доходов участников сферы, а теперь поступлений не будет и в Новый год.